Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум: bosnn.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия БОС для детей с нарушением внимания, дислексией, дисграфией (Подготовка к школе)
Портрет заполнен на 86%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 58

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

Олеся Юрченко "Как развить речь дошкольника?"

  06.12.2018 в 08:54   132  

Олеся Юрченко
Просмотреть или сохранить оригинал: Олеся Юрченко "Как развить речь дошкольника?"

Нарушения речевого развития есть у 50% детей 6-10 лет. Это данные Российской академии образования. У одних ребят деформации грубые, у других -- менее выраженные, но все же присутствующие.

Во многих случаях нужна помощь логопеда и нейропсихолога. Но если эти специалисты исключили патологию, то успешно развивать речь можно и на занятиях по подготовке к школе.

Хочу поделиться шестью простыми принципами, которые мы используем на занятиях по методике Тамары Ломбиной <<Читайка>>. Они позволяют развить мышление и речь дошкольников (без грубых речевых патологий) на 65% выше возрастной нормы. Эта цифра -- результат сплошного тестирования всех наших выпускников по методике Л.Ясюковой с 2010 по 2016 гг.

Принцип 1. Учимся в свободном движении
Речь дошкольника будет развиваться эффективнее, если его не усаживать за парту. По школьной традиции педагоги просят даже трехлеток: <<Не вертись, сиди ровно!>> И дошкольники тратят энергию впустую, - на сохранение статичной позы. Тогда как двигательная активность может стать мотором для речевого развития. Как показывают исследования нейропсихологов, движение приводит к росту нервных клеток и связей между ними. А двигательные и речевые центры расположены в головном мозге рядом.

Дошкольники схватывают информацию, даже если не сосредоточены на ней. У детей лучше, чем у взрослых, развито непроизвольное (периферийное) внимание. Наверное, вы замечали, что ребенок, который увлеченно занимается своими делами в комнате с включенным телевизором, тем не менее слышит все, что происходит в новостях. Дети на наших занятиях могут ненадолго отойти от группы, присесть в стороне и даже прилечь на мягкие подушки для релаксации.

Игры на развитие речи в движении:
Игра <<Я знаю пять...>> Вы помните эту детскую игру, где надо бросать мяч и называть имена девочек, мальчиков, названия городов и морей? В такую игру можно называть слова по любой теме, которую проходите.
Игры <<Съедобное-несъедобное>>. И снова наше детство. Ловим мяч - если съедобное, отбиваем - несъедобное. Эту игру можно использовать и при звуковом анализе слова. Есть звук в слове - ловим мяч, нет - отбиваем.
Настольные игры типа <<Читай-Хватай>> (<<Банда умников>>) или <<Речевые кубики>> (<<Речь плюс>>). В <<Читай-Хватай>> надо по картинкам с тремя нарисованными предметами быстро придумать историю. А другие игроки - должны найти эту карточку и схватить ее, кто быстрее. В <<Речевых кубиках>> катаем кубик и рассказываем общую историю по очереди.
Принцип 2. Развиваем речь без натаскиваний и теории русского языка
Дважды приходилось наблюдать как детей учат прыгать на скакалке. В первом случае папа-спортсмен дал сыну подробнейшие инструкции и требовал, чтобы ребенок следовал теории как можно точнее. Мальчик ушел со стадиона, так ни разу не прыгнув. А в другом случае дедушка на инвалидной коляске выдал внукам скакалки и сказал: <<Прыгайте!>> Прошло пятнадцать минут, и дети научились.

На занятиях мы <<прячем>> теорию от детей, и они просто живут в речевой среде, где практикуются и действуют. Нельзя русский язык учить как иностранный. Дошкольнику с наглядно-образным мышлением, чтобы запомнить информацию, надо её прожить, удивиться и обрадоваться.

Как мы прячем теорию:
Не даем сложных определений. На некоторых курсах дошкольники запоминают, что <<слоги - это сочетание звуков в слове, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха>>. А ведь гораздо понятнее, если сказать, что слова сами делятся на слоги, если их громко прокричать. Позвать, например, друга с другого берега реки. Вместо сложных определений гласных и согласных можно использовать песенки. Если звук поется с открытым ртом, - значит он гласный.
Пример рассказа в виде наглядной схемы
Рассказ для чтения в виде наглядной схемы
Даем рассказы для чтения в виде наглядных схем. Мы не рассказываем, что такое <<рассказ>>, <<предложение>> и <<слово>>, а просто показываем это наглядно на схеме. На такой схеме легко посчитать количество предложений и количество слов. Сначала читаем весь рассказ, потом делим его на предложения, потом предложения на слова, а слова - на слоги.

Принцип 3. Развиваем речь при помощи сказки
Даже в 5-6 лет у дошкольников преобладает чувственное, правополушарное мышление. Как пишет нейропсихолог Семенович, вплоть до 10 лет правое полушарие играет не менее, а подчас более значимую роль в обеспечении речевых процессов. Значит речь надо развивать при помощи интуиции, воображения и фантазии, воздействуя на чувства ребенка. Лучшим помощником здесь может стать сказка.

В сказке есть интрига и динамика развития событий, которых нет в энциклопедических историях. Из сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, шуток и метафор. Сказка может стать как канвой для занятия в целом, так и его отдельным элементом. Дети эмоционально и весело воспринимают работу со сказками по системе ТРИЗ, когда мы вносим какие-то новые элементы в знакомые истории.

Как мы работаем со сказкой
Превращаем занятие в сказочный квест. У нас это происходит так: кукольный персонаж Федот-Наоборот в начале занятия устраивает пакость - что-то прячет или путает. Чтобы это исправить, детям надо пройти ряд испытаний. В процессе спасения ситуации они получают телеграммы или письма от волшебницы Читайки. Детям удается справиться со всеми каверзами, и они покидают занятие с чувством победы.
Добавляем в знакомую сказку новый объект или нового персонажа. Например, в сказке <<Репка>> может появиться Чудо-Юдо, Золотая рыбка или Кощей. Могут возникнуть самолет, метро, телевизор, телефон. Их можно вводить в начале сказки или неожиданно.
Изменяем в известной сказке время или место действия. Можно перенести события в наши дни или в будущее. Все может происходить, например, на необитаемом острове или в пустыне. При этом рассказываем сказку с теми же героями, стараясь придерживаться исходного сюжета.
Принцип 4. Побуждаем ребенка говорить о себе
Дети рисуют свое настроение и рассказывают, что и почему они нарисовали. Еще Выготский говорил о том, что рисование - это своеобразная графическая речь. С помощью рисунка дошкольники рассказывают о многом. Обратите внимание, дошкольники не рисуют молча: некоторые шепчут что-то, другие громко разговаривают.

Мы развиваем речь и параллельно вводим в привычку умение понимать и называть свои чувства. По данным всероссийского опроса Института возрастной физиологии РАО, современные дети хорошо дифференцируют только два чувства: страх и злость.

Помимо традиционных бесед о временах года и праздниках, говорим с детьми о том, о чем дети хотят поговорить. Может ли Дед Мороз подарить волшебную палочку, или можно ли медвежонка Паддингтона приманить на трехлитровую банку мармелада.

Каждое занятие заканчивается рефлексией ребенка обо всем, что происходило на занятии. В общем кружке с зажжённой свечой разговариваем о том, что понравилось на занятии и что, возможно, не понравилось

Как побуждать говорить на занятии:
Используем рисунки настроения и рефлексию в конце занятия как ритуалы. Эти упражнения не только помогают развивать речь, но и дают педагогу важную информацию о внутреннем мире ребенка.
Играем в <<Оживи картину>>. Подбираем тематическую картину, например, с весенним сюжетом. Включаем музыку или звуки живой природы: треск льда, журчание ручья, пение птиц. Готовим предметы, например, солому, ветку вербы, снег, кору дерева. Ребенок рассматривает картину, слушает музыку, затем закрывает глаза и дотрагивается до предметов и <<заходит>> в картину. Потом он рассказывает, что видит внутренним взором на этой картине.
Принцип 5. Развиваем мелкую моторику
За период с 1997 по 2012 гг. число детей 6-10 лет с нарушениями речевого развития увеличилось почти в два раза (по данным Российской академии образования). Отчасти это связано с тем, что дети перестали <<думать руками>>, - познавать мир через действия. И хотя требование развивать мелкую моторику стало общим местом, сейчас много детей 5-6 лет, которые никогда не держали в руках ножниц и не рисовали карандашами.

На многих курсах подготовки к школе дети работают только с рабочими тетрадями. Пальчиковые игры, поделки, лепка и аппликация традиционно ассоциируются с садиком. Однако развитие мелкой моторики можно делать и не по-садовски.

Как развивать мелкую моторику интересно:
Используем синхронные и разнонаправленные пальчиковые игры. Традиционные пальчиковые игры мы делаем синхронно: одинаковые действия обеими руками. Разнонаправленные игры - разные действия каждой рукой - сложнее. Они развивают межполушарные взаимодействия. Примеры таких игр: одной рукой рисуем круг, другой -- квадрат. Или одной рукой гладим <<утюгом>> (ладошкой) по столу, другой стучим <<молотком>> (кулак) по столу. Потом руки меняются.
Играем с мелкими предметами <<по-взрослому>>. Например, строим куб из гороха. Эту идею мы подсмотрели у автора игровой математики Жени Кац. Она говорит, что эта игра появилась больше ста лет в садах Фребеля. Итак, на ночь замачиваем нут (он тверже гороха), а потом втыкаем в этот нут зубочистки и строим все, что угодно: арки, дома, самолеты, кубики.
Принцип 6. Верим в успех своих учеников, поощряем их
Американский психолог Розенталь провел эксперимент в начальной школе. Учителям в начале учебного года было сказано, какие дети в классе самые способные по результатам тестов.

На самом деле ученые намеренно сказали неправду. Тесты проводились, но <<способные дети>> в реальности были самыми обычными учениками со средним IQ. Учителей просили никак не выделять этих <<одаренных>> учеников.

В конце года результаты исследования показали, что обычные ученики стали незаурядными с высоким IQ. Ученые назвали это эффектом Пигмалиона. Если мы убеждены в высоком потенциале ученика, то он скорее всего его раскроет.

Наши ожидания, вера в успех учеников влияют на те результаты, которые они показывают. Мы хвалим маленьких учеников, отмечаем малейшие успехи.

Как поощрять на практике:
Минута славы каждому. Все вместе хлопаем в ладоши, когда ребята выполняют сложную работу. Прочитал рассказ - дети и педагог поаплодировали, справился со сложной головоломкой - вновь поаплодировали. Дети чувствуют, что у них все обязательно получится, и учатся радоваться успехам друг друга.
Критикуем конструктивно. Если надо сделать замечание, говорим, как рекомендовал педагог Никитин: <<Ты можешь сделать еще лучше!>>