Развитие ребенка - сайт для родителей -
Childdevelop.ru
Воспитательные цели родителей, как правило, универсальны: мы хотим (а) чтобы наши дети росли счастливыми, здоровыми и хорошо приспособленными к жизни людьми и (б) чтобы они добились успеха в любых своих начинаниях. Мы хотим сделать все возможное, чтобы помочь им в этом. Тем не менее, по словам специалистов, многие из методов, которые мы используем с этой целью, на самом деле вредят детям. Ведь зачастую те посылы, которые мы отправляем малышам, противоречат нашим намерениям!
Психологи выдвинули одну глубокую идею. Как и многие глубокие идеи, она очень проста и заключается в следующем: большинство людей обладают одним из двух типов мышления - фиксированным мышлением либо мышлением роста.
Фиксированное мышление - это тип мышления, который базируется на убеждении в том, что наша личность, черты характера, таланты, способности и интеллект полностью фиксированы. Мы либо умные, либо глупые. Мы либо талантливы в чем-то (искусство, музыка, спорт, математика, логика и т. д.), либо нет. В мире живет определенное количество талантливых людей, которыми остальные восхищаются со стороны. Фиксированное мышление допускает такие утверждения, как: <<Он никогда не научится танцевать, как бы ни старался. Он слишком неуклюжий>> или <<У нее легкая рука - все, к чему она прикасается, расцветает>>, или <<Она не может пожарить яйцо, не устроив пожар>> и так далее.
Мышление роста - совершенно противоположный тип мышления, который отражает наше убеждение в том, что человеку все по силам. Благодаря настойчивости и усилиям любой из нас может стать тем, кем хочет. Не существует людей умных или глупых - есть только те, кто раскрыл потенциал своего интеллекта, и те, кто этого еще не сделал. Не существует талантливых и гениев, есть только очень трудолюбивые люди, которые решили поднять свои способности на более высокий уровень. Нет необходимости стоять в стороне и восхищаться кем-либо - каждый может превратить себя в такого человека, если увлечен чем-то по-настоящему и готов прилагать усилия. Любой человек может научиться танцевать, сажать растения или готовить.
Как мышление влияет на нашу жизнь
Как можно догадаться, наше мышление - это своего рода очки, сквозь которые мы рассматриваем наш мир. Превалирующий тип мышления воздействует на каждую нашу мысль и поступок. Давайте посмотрим, как различные способы мышления рассматривают успехи и неудачи.
Люди с фиксированным мышлением считают себя способными в той или иной области, а значит, каждый маленький успех подтверждает их мнение о себе, а каждая маленькая неудача переживается ими очень болезненно, подрывая веру в себя. Поэтому они испытывают потребность выглядеть умными любой ценой. Успех заставляет их раздуваться от гордости. Когда они терпят неудачу, происходит обратное.
Следовательно, как только такие люди сталкиваются с неудачей, они отчаянно пытаются найти кого-то или что-то, чтобы переложить вину за свой провал, и постоянно оправдываются. Так как любой успех и неудача очень тесно связаны с их честолюбием, люди с фиксированным мышлением склонны испытывать иррациональный страх перед неудачами и, как правило, редко идут на риск. В свою очередь, это ограничивает уровень успеха, которого они потенциально могут достичь. В случае если они становятся успешными, полученный успех бывает выстраданным и тщательно ими оберегается.
Люди с мышлением роста считают, что успех является скорее результатом усилий, а не сырого таланта. Поэтому такие люди упорно трудятся, чтобы постоянно расти и совершенствоваться. Успех ими зарабатывается и никогда не принимается как должное. С другой стороны, неудачи они рассматривают как неизбежные <<побочные эффекты>> занятий какой-либо деятельностью. Поэтому к провалам они относятся, как к возможностям дальнейшего совершенствования.
Так как успехи и неудачи рассматриваются ими как отдельные события, которые не связаны непосредственно с их личностью, сторонники мышления роста склонны принимать успех со скромностью, а с неудачами справляться достойно.
Вот некоторые другие примеры того, как фиксированное мышление и мышление роста влияют на нашу жизнь в определенных ситуациях.
См. Рисунок
Что это значит для нас
Примеры, описанные выше, со всей очевидностью доказывают, что:
Мы хотим воспитывать наших детей с мышлением роста. Как родители, мы не просто хотим, чтобы наши дети были успешными... мы хотим, чтобы они наслаждались самим процессом достижения успеха. Также мы хотим, чтобы они были настойчивыми в достижениях и достойно справлялись с любым неудачами на своем пути. И когда они наконец станут успешными, мы хотим, чтобы они ощущали чувство глубокого удовлетворения и самореализации, а не растущий страх, паранойю, высокомерие или самодовольство.
Мы не можем воспитывать наших детей с мышлением роста, если сами не обладаем им. Очевидно, что это условие является обязательным, не так ли? Это печально, но некоторые из нас по своей природе имеют фиксированное мышление. И если мы в первую очередь не изменим наше собственное мышление, мы не сможем прививать детям мышление роста.
Задайте себе следующие вопросы. Вы когда-нибудь относились к поведению своих детей с точки зрения оценки того, насколько вы хороший родитель? Вы испытываете неуверенность в себе, когда терпите неудачу как родитель, а какой-то случайный человек высказывает вам свой <<взгляд>>? Когда дети ведут себя неправильно, вызывает ли это у вас желание <<приструнить>> их? Вам сложно отказаться от уговоров и искать способы мотивировать своих детей?
Что ж, это и есть фиксированное мышление в действии. Однако вы не одиноки. Никто не рождается совершенным. Никто не обладает идеально правильным мышлением (пока).
Итак, мы выяснили, что нам нужно стремиться к двум целям: (а) развивать мышление роста в себе и (б) воспитывать мышление роста у детей.
Четыре шага на пути развития мышления роста:
Шаг No 1: учитесь слышать <<голос>> фиксированного мышления.
Шаг No 2: осознайте, что у вас есть выбор.
Шаг No 3: ответьте фиксированному мышлению <<голосом>> мышления роста.
Шаг No 4: начните действовать в соответствии с мышлением роста.
Для того чтобы достичь какого-либо прогресса, мы в первую очередь должны учиться определять фиксированное мышление в действии. Давайте сосредоточимся на осознании того, что движет нами в той или иной ситуации. И затем поможем осознать это нашим детям, аналогичным образом делая четыре предложенных шага.
Если вы последуете советам, описанным в этой статье, вы обнаружите заметные изменения в том, как вы и ваша семья справляетесь со стрессовыми ситуациями и неудачами!