Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум : bosnn .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия для детей с нарушением памяти и внимания ( Подготовка к школе )
Портрет заполнен на 78 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
популярность:
1785 место
рейтинг 11839 ?
Привилегированный пользователь 9 уровня



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 4
Блог   >  

Как помочь первокласснику, который плохо читает

  11.01.2020 в 11:37   430  
mel.fm


Если объяснить ребёнку, зачем он что-то делает, и показать, что это интересно, то его не придётся заставлять или уговаривать. Такой метод прекрасно работает с чтением. Наш блогер Екатерина Бунеева написала план работы с текстом, чтобы увлечь ребёнка и показать, какое это удовольствие -- читать.


Первоклассники уже четыре месяца учатся в школе. Они любят читать? Интересно им на уроках чтения? Если вашему ребёнку нравится, мои поздравления! А если нет, могу предположить почему:

Ребёнок медленно читает, не успевает за темпом класса.
Самому читать пока трудно, поэтому скучно. Любит, чтобы ему читали вслух.
Хорошо читает, поэтому в классе читать и слушать неинтересно.
Причины не любить чтение могут быть и другие, но способ помочь один: нужно, чтобы сам процесс увлекал ребёнка. Как это сделать? Читайте вместе. Важное условие: вам самим должно быть интересно. Попробуйте действовать вот так.

1. Читаем название и смотрим картинки
Пусть ребёнок прочитает, как называется текст. Рассмотрите вместе иллюстрации и обсудите, о чём и о ком пойдёт речь.

<<Уже догадался, кто герои?>>
<<Что это будет -- рассказ, сказка, стихотворение? Как ты это понял (а)?>>
<<О чём хочешь спросить автора текста?>>
Вопросы выбирайте в зависимости от содержания текста. Теперь его можно прочитать и проверить ваши предположения.


2. Читаем про себя
Хорошо, если первый раз ребёнок попробует прочитать хотя бы небольшой кусочек про себя. Многое зависит от текста и уровня ребёнка. Если он не очень высокий, сначала лучше брать короткие и лёгкие тексты, но пусть старается читать про себя. Только торопить его ни в коем случае не надо.

Потом спросите ребёнка, что он понял и почувствовал, о чём подумал. Обсудите вместе, какие ваши предположения подтвердились, а какие нет. Сначала послушайте ребёнка, а затем выскажите своё мнение.

3. Теперь почитаем вслух
Если ребёнку трудно -- читайте по очереди. Только не надо просто <<озвучивать>> текст. Используйте приёмы так называемого <<медленного>> чтения: делайте паузы там, где нужно что-то прокомментировать, объяснить слово или ответить на вопрос ребёнка, ведите диалог с автором текста.

Многие дети задают вопросы во время чтения, и это прекрасно! Ни в коем случае не говорите: <<Вот дочитаю, тогда и спросишь!>> или <<Не перебивай! Не хочешь слушать -- сам читай!>> Следуйте за ребёнком, за его реакцией, эмоциями и мыслями.

4. Выбираем отрывок
Когда вы увидели эмоциональную реакцию ребёнка на текст и убедились, что он его понял, предложите выразительно прочитать вслух отрывок, который он сам выберет.

Обязательно предложите свой вариант выразительного чтения -- но потом. Сначала пусть прочитает ребёнок. <<Как интересно у тебя получилось! А я бы так прочитала...>>.

5. Поговорим о писателе
Если вам известны какие-то яркие, интересные факты биографии писателя, расскажите о них ребёнку. Обязательно спросите, каким человеком ему представляется автор текста: как он относится к людям, к жизни, что ему нравится, а с чем он не соглашается, есть ли у него чувство юмора и так далее.

Читайте также:
<<Толстой с Достоевским подождут>>. Эксперт по детской литературе -- о том, как помочь ребёнку полюбить чтение
В общем, идея в том, чтобы вместе читать, эмоционально проживать текст, разбираться в содержании и делиться своими читательскими открытиями. Даже если первоклассник пока читает медленно и неуверенно, такое совместное чтение покажет ему, насколько интересен и увлекателен этот процесс.

Покажу на примере одного текста, как мы с внучкой вместе читаем
1. Ребёнок читает заглавие: <<В гости к гномику>>. <<Про что текст? О чём хочется спросить?>> Внучка спросила, кто идёт в гости к гномику, а я спросила так: <<Интересно, у гномика какой-то праздник?>> Мы вместе предположили, что, скорее всего, да, праздник, но пока непонятно какой, надо прочитать.

2. <<Вот картинка к этому рассказу. Посмотри: о чём можно догадаться?>> На картинке гномик ставит самовар.

3. Читаем текст про себя. Когда ребёнок прочитал, спрашиваю: <<Теперь мы узнали, какой у гномика праздник и кто пришёл в гости?>>

4. Теперь читаем вслух по очереди, я комментирую текст и веду диалог с автором.

Условные обозначения:

В -- вопрос, который по ходу чтения появился у читателя к автору текста;

О -- ответ читателя, его предположения;

П -- проверь, совпадает ли твой ответ с тем, который даёт автор текста.

В гости к гномику

Домик гномика стоит далеко в лесу. У гномика день рождения. (О: <<Вот какой праздник!>>) К нему спешат гости (В: <<Интересно, кто они и почему спешат?>> О: Ребёнок отвечает, я никак не комментирую, читаем дальше). Вот сова слетела с ветки и полетела к домику. (О: <<Первый гость!>>) Крот вышел рано и долго шёл по тропинке. (О: <<Вот и ещё гость>>. В: <<Почему крот долго шёл, догадалась?>> О: Уточняем, что кроты живут под землёй, на свету плохо видят, значит, крот идёт медленно. Вот он на картинке.)

Первым прискакал оленёнок с ромашками. Потом приплыли бобры с кувшинками. (О: <<Конечно, они самые быстрые!>> В: <<А ромашки и кувшинки -- кому?>>) Прилетели пчёлы с вкусным медком. (П: <<Собираются гости. И у каждого подарок!>> Нашли ответ, кто гости.) Лисёнок аккуратно пронёс лукошко с малиной мимо кустов шиповника. (В: <<Почему аккуратно, догадалась?>> О: <<Конечно! У лисёнка красивая шубка, а шиповник колючий>>.) Улитка пришла после крота. Вот и все гости на месте! (В: <<Догадалась, почему улитка пришла позже всех?>> О: Ребёнок отвечает.) На столе сладкие пироги, кипит самовар. Гномик рад подаркам.

5. Обсуждаем то, что прочитали. <<Сколько всего гостей? Давай посчитаем. Можешь всех перечислить? Почему же они спешили?>> Решаем, что все друзья хотели порадовать гномика в день его рождения, боялись опоздать и поэтому спешили. Вот крот -- заранее вышел, и улитка спешила, как могла.

6. Что рассказывает об авторе этот текст? Ребёнок сказал, что автор добрый, весёлый и любит подарки. Я согласилась.

7. Выразительно читаем вслух. Внучка выбрала про лисёнка и улитку, а потом захотела нарисовать праздничный стол и подарки. Получилось красиво!

Вот так мы читаем, и нам обеим интересно.

В общем, повторю свою главную мысль: сначала у ребёнка должен появиться интерес и желание научиться читать. А уже потом можно заниматься техникой и всем остальным.

Увлекательного вам чтения вместе в ребёнком!