Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум : bosnn .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия для детей с нарушением памяти и внимания ( Подготовка к школе )
Портрет заполнен на 78 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
популярность:
1785 место
рейтинг 11784 ?
Привилегированный пользователь 9 уровня



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 2
Блог   >  

Тэмпл Грандин "О переходе от учебы к работе при аутизме"

  21.02.2020 в 21:54   459  
Фонд Выход

Одна из самых известных людей с аутизмом в мире о том, как правильно подготовить подростка с РАС к трудоустройству

Автор: Темпл Грандин / Temple Grandin
Источник: Indiana Institute on Disability and Community
Перевод: Владислав Тушканов

Посетив множество конференций, на которых поднимались вопросы аутизма, я часто слышала об аутичных людях, которые успешно окончили школу и даже получили высшее образование, но не смогли после этого устроиться на работу. Некоторые люди в спектре аутизма становятся «вечными студентами», потому что им нравится эмоциональная стимуляция, которую предоставляет высшее и дополнительное образование. Многие способные люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) называют студенческие дни самыми счастливыми в своей жизни (Szatmari et al., 1989).

Я хотела бы обратить внимание на важность плавного перехода от получения образования к началу трудовой деятельности. В настоящее время я занимаюсь разработкой оборудования для животноводческих хозяйств, и за этим стоит старая детская фиксация, которую я использовала как мотивацию, чтобы стать экспертом по уходу за скотом. Созданное мною оборудование используется во всех крупнейших животноводческих хозяйствах. Кроме того, я подтолкнула представителей этой отрасли к осознанию важности гуманного отношения к животным. Когда я училась в университете, я посещала местные фермы и скотобойни. Так я смогла узнать многое об этой отрасли.

Подобно мне, многие успешные люди с аутизмом выбирали свой карьерный путь, исходя из своих старых фиксаций. Для меня было большой удачей познакомиться с Томом Рорером, управляющим на местной скотобойне «Свифт», и Тедом Гилбертом, начальником одной из ферм. Они разрешали мне еженедельно посещать свои предприятия и, признавая мои способности, были готовы мириться с моими странностями. Они стали для меня наставниками и сыграли важную роль в моей жизни. Педагоги детей-аутистов должны искать подобных наставников в сфере бизнеса. Получая в Аризонском университете степень магистра (я защитила магистерскую диссертацию на тему обращения со скотом и разработке специализированных стойл), я одновременно с этим была внештатным журналистом животноводческого журнала «Аризона Фармер Ранчмен», что помогло мне получить дополнительные глубокие знания о животноводстве.

Следующим шагом стало получение первой работы в большой компании, занимавшейся постройкой животноводческих ферм. Эмиль Винниски, менеджер по строительству, обратил внимание на мои способности к проектированию. Он также стал для меня наставником, но уже в социальном плане – он заставил меня соблюдать определенные социальные нормы, например, поручил своим секретарям пойти со мной в магазин, чтобы купить приличную одежду, и прямолинейно заявил, что мне придется соблюдать кое-какие правила гигиены, например, пользоваться дезодорантом. Поначалу я презирала его за это, но сегодня я понимаю, что он очень мне помог. Мне пришлось измениться. Поэтому мне было очень интересно прочитать в одной из работ Каннера о том, что отличает людей с аутизмом, которые смогли успешно приспособиться к жизни в обществе: «В отличие от большинства прочих аутичных детей, они с неудовольствием осознают свои особенности и прилагают сознательные усилия для того, чтобы достичь изменений» (Kanner et al. 1972).

Эмиль и сам был довольно странным парнем, возможно, поэтому он и нанял меня. Однако через полгода после того, как я получила работу, его уволили. Я продолжала работать, но примерно через год тоже ушла из компании, когда руководство хотело втянуть меня в весьма сомнительные дела. Зато за время работы я научилась черчению у Дэви, замечательного чертежника, скромного и замкнутого человека, рисовавшего потрясающие рисунки. Мы с ним сразу поладили. Имея контакты, которыми я обзавелась за время работы в компании, я начала работать инженером-фрилансером. Я открыла свою фирму, в которой оказывала и консультационные услуги, и проектировочные. Способных людей уважают, поэтому довольно скоро обо мне стали говорить как об эксперте. Хотя бизнес развивался медленно, у меня было достаточно денег, чтобы мне не приходилось работать в «Макдоналдсе», чтобы платить по счетам.

Фриланс помог многим людям с расстройствами аутистического спектра стать успешными и реализовать свои таланты. Он также помогает избежать некоторых проблем социального характера, связанных с работой в офисе: я получаю задание, выполняю его и ухожу с предприятия, не успев оказаться в какой-нибудь неприятной ситуации. Среди аутичных людей много программистов-фрилансеров, кроме того, поскольку многие люди с аутизмом имеют абсолютный музыкальный слух, художественные таланты и хорошо ладят с техникой, им прекрасно подходят такие профессии, как настройщик фортепиано, дизайнер или автомеханик, которые также подразумевают возможность работать на себя.

Недостаток понимания
Скоро я стала известным в Аризоне специалистом в своей области, но попала в неприятности из-за сложностей в общении. Я доставила много неприятностей и Тому Рореру. Я не понимала, что такое гордость, и что для многих она была важнее, чем процветание компании. Я наивно полагала, что все сотрудники «Свифта» всегда действуют исключительно исходя из интересов работодателя. Мне казалось, что если я буду действовать в интересах компании, я буду вознаграждена. Другие инженеры презирали меня. Иногда они устанавливали оборудование неправильно, но никогда не обращались ко мне за советом. Им не хотелось, чтобы какая-то зануда со странностями вроде меня им указывала.

Я поставила Тома Рорера в неловкое положение, написав президенту компании письмо о неправильной установке оборудования, которое привело к тому, что пострадали животные. Президент был очень расстроен, что я обнаружила недостатки в работе его компании. Я думала, что ему понравится, что я сообщила ему об этом факте, но вместо этого он почувствовал угрозу с моей стороны. Технически, я была права. Социально — нет. Он попросил Тома избавиться от меня. К счастью, Тому удалось сохранить за мной место.

Шли годы, и я училась быть более тактичной и дипломатичной. Научилась не обращаться к вышестоящему начальству, не заручившись разрешением непосредственного руководства. На своем опыте я научилась избегать ситуаций, в которых меня могли бы эксплуатировать, или мои работодатели могли почувствовать себя не комфортно. Я училась дипломатии в общении, читая о международных переговорах и используя их в качестве модели.

Освоить саму профессию несложно. Зато многим аутичным людям знакомы проблемы, возникающие из-за социальных аспектов работы. Многие люди с РАС ожидают, что все окружающие — хорошие люди, и то, что некоторые люди плохие и могут пытаться их использовать, становится тяжелым прозрением, но каждому молодому человеку, который хочет жить независимо, приходится через это пройти. Люди с аутизмом, работающие на производстве, должны работать бок о бок с людьми, которые обучены тому, как можно помочь аутичному человеку, и что такое аутизм вообще. Люди с РАС, занимающиеся умственным трудом, могут избежать проблем, сконцентрировавшись на работе. Один аутичный человек, пять лет успешно работавший в лаборатории, оказался в неприятной ситуации, отправившись выпить с коллегами. В результате, его уволили. Чтобы не попасть впросак, я общаюсь со своими клиентами исключительно по делу. Если я попытаюсь заигрывать или пойду на свидание с кем-нибудь из сотрудников компаний, с которыми я работаю, это приведет только к лишним проблемам.

Исследования среди взрослых людей с аутизмом
Было проведено два больших исследования, в которых изучались успешно социализировавшиеся взрослые аутичные люди. Сатмари и др. (1989) описали шесть взрослых людей с РАС, получивших высшее образование и живущих самостоятельно. Один из них стал «вечным студентом» (у аутичных людей может быть тенденция становиться «вечными студентами», потому что вузы сочетают интеллектуальную стимуляцию с упорядоченным режимом), остальные пять нашли работу.

Два участника исследования Сатмари нашли себя в торговле, еще двое работают в библиотеке. Пятый стал репетитором по физике. Эта работа хороша тем, что для нее не нужно работать в коллективе, кроме того, аутичные люди часто хорошо справляются с преподаванием того, в чем они хорошо разбираются. Джейсон Атли из Кентукки, например, стал скаутом-орлом — высшее «звание» в детской скаутской организации — и был очень популярен среди других детей, потому что он учил их завязывать узлы. Преподавание и торговля подразумевают общение с другими людьми, но это общение, как правило, однонаправленное, при котором человеку нужно изложить необходимую информацию, но от него не требуется понимания всех тонкостей социального взаимодействия.

Каннер и др. (1972) описали девять случаев удачной адаптации людей с аутизмом. Из них пять имели работу: кассир в банке, химик-лаборант, рабочий на экспериментальной сельскохозяйственной станции, бухгалтер и сотрудник библиотеки. Один из них уволился с работы из-за проблем с общением в коллективе, те же, кто преуспел, занимали места, не требующие сложного социального взаимодействия. Общение кассира в банке с клиентами подразумевает простые повторяющиеся операции.

Девушка-лаборант в химической лаборатории, перед тем, как получить эту работу, была медсестрой. Ее неспособность быть гибкой обернулась катастрофой. Прочитав в учебнике, что мать должна кормить ребенка грудью двадцать минут, она по истечении этого времени резко отбирала детей у кормящих матерей в родильном отделении. Это приводило женщин в ярость. После этого она пошла работать в лабораторию, где коллеги по достоинству смогли оценить ее познания в химии. Человек, работающий бухгалтером, был уволен с предыдущего места работы после того, как его назначили на руководящую должность. Я знаю еще об одном печальном случае, связанном с повышением сотрудника с РАС. Чертежник, многие годы успешно трудившийся в архитектурном бюро, был уволен, когда его повысили, и его новая должность стала подразумевать общение с клиентами, чего не случилось бы, продолжай он заниматься черчением.

Однако, несмотря на подобные случаи, мы видим, что переход от учебы к работе не является для аутичного человека непреодолимым препятствием, и многие успешно справляются с этой задачей. При этом следует учитывать следующие факторы:

1. Плавный переход к работе — первое знакомство с трудовой деятельностью должно начаться еще во время школьной учебы.

2. Поддержка со стороны работодателя — родители и педагоги должны помочь человеку с аутизмом найти работодателя, который будет готов поддержать такого сотрудника.

3. Наставники — аутичным людям, особенно с высоким интеллектом, нужен наставник, который сможет поддержать и помочь в освоении социальных навыков. Лучше всего, если у него будут общие интересы с аутичным человеком.

4. Просвещение работодателей и коллег — работодатели и коллеги должны знать, что такое аутизм, чтобы быть способными поддержать аутичного коллегу. Они должны понимать, что сложные социальные взаимодействия даются людям с РАС с трудом, и помогать им избегать подобных ситуаций, чтобы те не потеряли работу.

5. Фриланс — фриланс для аутичного человека, обладающего узкими навыками в компьютерной сфере (программирование), музыке (настройка пианино) или рисовании, часто является лучшим способом зарабатывать на жизнь. Однако аутичному человеку требуется кто-то, кто поможет ему в самом начале и, возможно, будет просвещать клиентов об аутизме.

6. Создание портфолио — аутичных людей ценят за их навыки, а не личность. Свои работы следует объединить в портфолио: художник может сделать ксерокопию своих картин, программист — демонстрационный диск. Портфолио должно предоставляться специалистам в соответствующих отделах компаний. Поскольку аутичным людям трудно пройти собеседование, отделов кадров лучше избегать, в то время как профессионалы по достоинству оценят ваши способности — именно так я и устраивалась работу.

Ссылки
Kanner, L., Rodriguez, A., and Ashenden, B. (1972). How far can autistic children go in matters of social adaptation? Journal of Autism and Childhood Schizophrenia (Новое название: Journal of Autism and Developmental Disorders), 2: 9-33.

Szatmari, P., Bartolucci, G., Bond, S., and Rich, S. (1989). A follow-up study of high functioning autistic children. Journal of Autism and Developmental Disorders, 19: 213-225.

Revised February, 1996. An earlier version of this article appeared in The Advocate, Summer, 1992.