Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум : bosnn .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия для детей с нарушением памяти и внимания ( Подготовка к школе )
Портрет заполнен на 78 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
популярность:
1785 место
рейтинг 11839 ?
Привилегированный пользователь 9 уровня



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 1
Блог   >  

Шиварев Павел, Шиварева Татьяна "Учим школьника планировать свое время"

  04.07.2020 в 21:20   1016  

Шиварев Павел, Шиварева Татьяна "Учим школьника планировать свое время"
Просмотреть или сохранить оригинал: Шиварев Павел, Шиварева Татьяна "У...

Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, мужество изменить то, что я могу изменить и мудрость отличить одно от другого.“
Карл Фридрих Этингер (1702-1782)

Говорят, что эта молитва висела над рабочим столом президента США Дж. Кеннеди.
Так или нет утверждать сложно, но точно можно сказать одно: первое, что стоит сделать взрослому, если он хочет научить ребенка планировать свое время - сделать так…. чтобы было что планировать – чтобы в жизни ребенка появлялось то, на что он влияет, что он может изменить!

Раскроем эту мысль подробнее:
В менеджменте хорошо известна модель Стивена Кови , про «круг забот» и «круг влияния». Кови (вполне в традиции Этингера ;-) ) обращает внимание на то, что есть целая куча вопросов, которые нас беспокоят (заботят нас), занимая наше время Это и есть круг забот .
Однако, если начать его анализировать, говорит он, обнаружится, что не на все из того, что там есть, мы можем повлиять, но на что-то можем. Так в круге забот появляется круг влияния (схема 1)


Определяя, на каком из этих двух кругов мы фокусируем большую часть нашего времени и энергии, мы можем судить о степени нашей проактивности.

Действуя проактивно (самостоятельно) мы направляем свои усилия на то, чтобы изменить то, что нам подвластно, расширяя свой круг влияния (беря на себя ответственность) (схема 2),
Действуя реактивно, мы растрачиваем свои усилия на переживание про то, что в круге забот, концентрируясь на том, на что мы не можем повлиять, чувствуем себя жертвой, снимаем с себя ответственность и сужаем круг своего влияния.
Как вы думаете: насколько осмысленно «планировать» с ребенком то, время, которым он реально не управляет – круг забот – его уроки, которые он не выбрал, дополнительные занятия, которые поставили ему мы, репетиторов, нанятых нами и так далее? Разве это не поддерживает реактивность ?
Гипотеза такая: реально С РЕБЕНКОМ есть смысл планировать только то время, которое вкладывается в расширение его «круга влияния».
Остальное если вы считаете это важным, запланируйте ему сами. Только не сетуйте на «несамостоятельность»…

Отдельный большой вопрос может ли ребенок увидеть свою учебу в школе из круга влияния (как то, на что он реально может влиять)? Вопрос… И не меньший вопрос - когда и зачем это нужно школе и нужно ли ?

Формируем представления о времени.

Представления о времени у ребёнка формируются постепенно. Через личный опыт и наблюдение складывается представление о разных отрезках времени. Встраиваются в картину мира сами названия и развивается способность оперировать этими понятиями.
Обычно с возрастом ребёнок осваивает понятия в таком порядке:
-утро, день, вечер, ночь;
-сутки;
-времена года;
-вчера-сегодня-завтра;
-дни недели;
-месяцы;
-годы и века.
Поскольку мы с вами говорим о детях старше 6 лет, не будем рассматривать самые первые шаги ребёнка в знакомстве с временем. А начнём разговор с того момента, когда все эти названия уже понятны, но скорее всего не присвоены.
Как помочь подрастающему человеку сориентироваться в днях недели, месяцах? Научиться понимать, сколько дней есть на освоение темы, на подготовку к экзамену.

Календари наше все .

Делаем с ребенком (или покупаем) «вечный календарь» (вложенное фото).
Переставляя кубики с датами и подбирая нужный месяц на брусочке, ребёнок буквально физически ощущает, как сменяется день за днём и месяц за месяцем.
Еще один интересный и полезный опыт – наблюдать как «худеет» отрывной календарь. На нём можно делать пометки с Днями рождения, семейными праздниками, важными датами. Но есть и свой недостаток, если отметить дату ближайшей контрольной, то под листочками её не видно и сложно удерживать во внимании.
Для такой задачи лучше подойдёт настенный календарь с крупными окошками, где все дни месяца располагаются на одной странице. Удобно делать пометки об экзаменах, каких-то промежуточных этапах работы, конкурсах и олимпиадах. В таком календаре можно зачеркивать прошедшие дни и видеть насколько близко та или иная дата.

Не забываем про песочные часы и таймеры.

Чтобы научиться делать во время и за отведенное время можно использовать песочные часы, таймеры, секундомеры. Для начала поиграйте в соревнования: Что случится вперёд, песок в часах пересыплется или ты оббежишь всю квартиру три раза? Или наоборот – задача продержаться дольше.
Возьмите песочные часы на 1 минуту и потренируйтесь задерживать дыхание и не вдыхать, пока пересыпается песок. Предложите ребёнку закончить чистить зубы не раньше, чем пересыплется песок в часах на 3 минуты.
С помощью таймера поизмеряйте чего и сколько каждый в семье успевает за 1, 3, 5 минут. Например, сколько раз присесть за 3 минуты, что из одежды надеть за минуту, сколько посуды перемыть за 5 минут.
Еще один вариант работы с пятиминутными интервалами:
Договоритесь, что и вы и ребенок будете заниматься каким-то делом и через 5 минут встретитесь, например, на кухне. Договоритесь на часы не смотреть и время не подглядывать. Проверьте, насколько вы были точны. Кто прибежал раньше срока, а кто «завис».
Включите в учебное время работу по таймеру. Например, ребёнок засекает 10 минут и решает на электронном тренажёре примеры на деление. Как только раздаётся сигнал, работа останавливается и записываем сколько примеров решено верно, сколько ошибок. Из результатов составляем график.
Или определите промежуток времени в течение которого удаётся максимально сосредоточено работать Например, 15 минут. Добавьте одну минуту к этому и засеките на таймере это время (16 минут). Предложите максимально сконцентрироваться на учёбе, пока не прозвучит сигнал нужно работать над задачами, упражнениями или изучать теорию. По сигналу нужно встать и подвигаться, размяться в течение 2-3 минут. И снова включить таймер на 16 минут и погрузиться в работу. Таких погружений может быть 2-3 до большого перерыва.
Важный этап в освоении темы времени – навык определять время по стрелкам. Сейчас у всех есть часы в телефоне и там понятными цифрами всё написано. И этот навык может показаться архаизмом. Хотя в нём есть не только математический смысл. Циферблат – это физический объект и движение стрелок можно наблюдать, мы видим, какой путь уже проделала каждая из них и какую часть ещё предстоит пройти.

И вот это «уже» и «ещё» дают возможность подружиться с крайне абстрактными понятиями – минута, час. «18.45» - что это? как уловить смысл? Без циферблата не на что опереться и очень сложно увидеть смысл этих чисел.

Добавим практики!

Замечательно, если у вас найдется возможность устроить разные практики вокруг темы времени:
сделать вместе солнечные часы,
смастерить клепсидру,
проверить правда ли, что по цветам можно определить время,
разобрать механический будильник и узнать, как он устроен,
собрать механизм часов с гирями с помощью набора Лего-физика,
придумать ещё какие-то невероятно увлекательные затеи.

Визуализируем мечты

А Мечта, не снижая полета, До заветной до цели достала. И, достав, воплотилась во что-то, Но мечтой уже быть перестала
А.Макаревич

Один из способов поговорить с ребенком о том. что ему важно и воплотить это в жизнь – сделать с ним карту желаний (карту сокровищ, карту мечты)
Что это?
Скажу сразу «феншуйный аспект» темы останется за бортом. Т.е. про правильное сочетание цветовой гаммы и расположение секторов на карте ничего не будет. Такого в сети море и без нас…
Мы такие карты (семейные)делали в одном из семейных лагерей, не по феншую, но это работает и так. За три года по факту все что мы себе на карту поместили, так или иначе в нашей жизни появилось.. Пора новую делать.

Что это такое?

«Карта желаний» — это набор изображений и заметок на доске, ватмане или на рабочем столе вашего ПК. Обычно эти изображения тематически разделены на несколько сфер, каждое изображение выражает то, чего хочется добиться, получить в той или иной сфере.
В центр такой карты часто помещают свое фото (если делаем с ребенком – для него, то фото самого ребенка). Можно делать ее, например, на ближайший год.

Как делаем (содержательная сторона)?

Обсудите с ребенком: чего он хотел бы добиться в течение года.
Начать можно с того, что обсудить с ребенком 8 вопросов:
1. Что бы ты хотел получить из вещей в этом году? (Обьясните, что это могут быть карманные деньги, вещи, игрушки, какие то предметы для своей комнаты)
2. В каком из своих занятий ты хотел бы добиться высоких результатов (например в спорте, танцах, музыке….) Каких? Или быть может тебе хотелось бы стать лидером в какой-то группе? В какой?
3. Что бы ты хотел, чтобы за этот год произошло хорошего в твоей семье?
4. Хотел бы ты, чтобы у тебя появился питомец? Кто это?
5. Какие свои увлечения или хобби ты хотел бы развивать в этом году ? Если ребенок уже чем-то занимается, можно спросить хотел бы он продолжать заниматься этим? (Тут речь не про результативность, а просто про то, чем занимаешься «для себя»)
6. Чего бы ты хотел добиться в своей школьной учебе в этом году? (Например закончить на 4 и 5, или закрыть все «хвосты» в математике, или… )

7. Есть ли какие-то люди, с которыми ты хотел бы познакомиться или подружиться в этом году? Какие дела хотелось бы сделать вместе с ними?
8. Какие места ты хотел бы посетить, куда поехать?

Обсудите с ребенком, что по каждому и вопросов, можно записать несколько разных идей. Важно, чтобы формулировки были четкими, конкретными.
Проговорите, что лучше не использовать отрицание. Например, вместо «не бояться публичных выступлений» написать «легко выступать перед публикой».
Если у вас подросток и он хочет это делать в своем дневнике, тетради, закуточке, так чтобы вы не видели, что он написал – пусть так. Задавайте вопросы, пусть записывает и вам не показывает…
Дальше к каждой идее, которую берем на карту, нужно будет подобрать подходящую картинку. Обсудите с ребенком техническую сторону. Как будут подбираться изображения и оформляться карта.

Как делаем (техническая сторона)?

Способ 1. Вручную на листе ватмана (доске) как фотоколлаж. Можно использовать свои фото, разные журналы, которые не жалко порезать
Фото вырезаются и приклеиваются на ватман (или крепятся на доску, например на булавки, чтобы можно было убрать или добавить изображение)
Способ 2. Создаем на компьютере в графическом редакторе, например, в Photoshop или в обычном word. Фото изображений «гуглим». Потом цифровой вариант делаем заставкой рабочего стола или распечатываем на цветном принтере на плотной бумаге и крепим куда задумали, или, если это заставка на рабочий стол – не распечатываем, просто сохраняем как картинку и ставим заставкой.

Способ 3. Комбинируем варианты 1 и 2
После того как выбраны и приклеены (или размещены в редакторе) фото, попросите ребенка добавить к изображениям те формулировки в которых он записал свои мечты на год.


Где разместить?
В выборе места важно, чтобы карта часто попадалась на глаза и чтобы ребенок сам выбрал, где она будет. Т.е. если хочет, чтоб видел только он и она размещалась «в укромном уголке его дневника» - пусть так и будет.
А вообще хорошее место для такой карты:
а) заставка на рабочий стол компьютера ребенка
б) стена в детской, на которую ребенок часто смотрит
в) форзац его рабочей тетради (дневника)
г)….

И кстати вот тут огромное поле для тьюторского сопровождения ребенка в том, чтобы его мечты воплотились в реальность, не оставшись просто «хотелками». Короче, у Деда Мороза будет много работы…

А когда учим планировать то?

Вообще -то мы как раз все это время и учили планировать. Я к тому, что в этой теме с детьми все как-то не прямо, метафорично, в обход, исподволь.
Это не значит, что планирование под запретом. Это значит, что в обучении планированию важно опереться на что-то . А вот на что опереться, мы как раз и обсуждали выше.