Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум : bosnn .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия для детей с нарушением памяти и внимания ( Подготовка к школе )
Портрет заполнен на 78 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
популярность:
1785 место
рейтинг 11839 ?
Привилегированный пользователь 9 уровня



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 2
Блог   >  

Светлана Ройз

  18.02.2021 в 12:10   499  
Знаете, я отследила некую сезонность волн тревоги и страшных новостей о подростках. Воспоминания фб именно в эти дни поднимали материалы о панике, синих китах, рискованном поведении подростков в 2017-19 годах. Когда что-то угрожает жизненности, безопасности, особенно наших детей - естественно паниковать. Естественно ощущать ужас, беспомощность, узнавая информацию о трагедиях. Но во время паники мы точно выбираем не конструктивные действия. Мы субъективны. Меня отмечают в постах в родительских группах и приходят сообщения от родителей и учителей с вопросами, на которые у меня нет однозначного ответа: Как наверняка уберечь детей от страшных выборов. Давайте искать ответы вместе. Я стараюсь писать максимально емко, но будет все равно много.
1. Синдром Вертера (поищите, пожалуйста, информацию об этом). Чем подробнее, активнее, <<насыщенней>> будет подаваться информация о трагедиях в СМИ - тем больше будет провоцироваться подобное поведение. Причём, именно у той возрастной категории, именно у того типа, который описывается в новостях. Нельзя делать информацию о риске, самоубийствах - <<вкусной>>. Есть исследования о влиянии уменьшения информации о трагедиях на количество <<последователей>>. Поищите их, пожалуйста. Я очень надеюсь на ответственность СМИ.
2. Если прямо сейчас произошла критическая ситуация - говорить о ней с детьми должен не <<внешний эксперт>>, а те, кто детям близок, те, кому они доверяют. Те, кто может разделить их чувства. Им важно дать отреагировать - их страх, вину, злость. (в конце материала предложу конкретные действия). Можно начать разговор с того, что вы узнали страшную информацию и вы ощущаете...
3. Запрещать соцсети, гаджеты - бесполезно. Это иллюзия безопасности, мы ничего не можем забрать, не дав взамен равноценное.
4. Я сейчас внимательно изучаю тему депрессии и статистику по депрессивным расстройствам в мире. Риск депрессий выше у девочек подростков (и у женщин) во всем мире. Самооценка у девочек подростков более <<уязвима>>.
5. Что нам важно помнить о подростках. Пункты и <<рецепты>>:
? Это время <<пустыни отрочества>>. В которой страшно, в которой очень много амбивалентных чувств и состояний, их очень сложно выдержать. Помимо агрессии, эйфории, тревоги подростковому возрасту свойственно состояние <<эмоциональной обнуленности>>. Скуки. Пустоты. В здоровом состоянии эта скука заставляет нас искать деятельность, в которой мы бы чувствовали реализацию. Но у подростков часто за ней следует - проявление руминаций (навязчивых мыслей) неудовлетворенности - злости - болезненной тоски. Этого состояния мучительной тоски, до боли - дети пытаются избежать, выбирая странные и страшные действия. Для нас маркер того, что важно срочно включаться - шрамирование. Боль физическая заслоняет боль эмоциональную. Выдержать боль физическую переносимей, чем боль душевную.
? Это время Субъективного переживания тотального одиночества, хрупкости внутренних опор и неуверенности во внешних. Взрослеющий ребенок не может опереться на внутреннюю территорию (и все, что к ней относилось, включая родителей) - именно там происходят глобальнейшие изменения на всех уровнях. Он ищет опоры, одобрения, признания <<внешней>>. Именно поэтому им так важно крикнуть в мир: <<А Я..>>. (в тик-токе, Инстаграмм...). Но чаще получатся: <<а у меня....>>. выйдя из подросткового возраста в здоровом состоянии они придут к СИЛЕ Индивидуальности.
? Вопросы подросткового возраста - кто я?! Что я могу? На что я могу повлиять?!!! Как далеко я распространяю свою власть? Что я могу выдержать? Как мы можем во всем этом помочь:
- многим сложно дождаться результатов (на это просто может не хватать <<мощности>> и это особенность этого поколения. Им важны <<быстрые проекты>>. (Кулинария, проектные лагеря, ограниченные во времени проекты, <<тренинги выходного дня>>)
- Им важна близость. Безопасный круг общения - настольные игры, научные кружки, рукоделие - любые мастер-классы, хобби, творчество. Обучающие проекты. Курсы программирования, шашки -шахматы - фото-мастерские - создание мультфильмов - приравнивается к психотерапии.
- Если вам удастся привлечь их к музыке - хоть барабаны, укулеле - это воздействие на <<внутреннюю ритмизацию>>, это <<кондиционер>> для их раскалённой лимбической системы. Знаете, есть такое правило - школы, в которых есть хор и театр - в меньшей зоне риска по буллингу.
- Ощущение важности, так необходимое в этом возрасте: важности своего вклада в сообщество (школы, класса, района...) волонтёрство, тьютерство, социальные проекты. Даже дети 4 класса могут проводить мастер-классы у первоклашек (нужно только продумать, как этого достигать в условиях карантина)
- Приучение к рефлексии - строителлинг, написание эссе, литературные кружки, чтение. Давайте сделаем чтение модным! (Попрошу друзей сделать подборку книг и фильмов для подростков) Сценарные курсы. Курсы актерского мастерства. - и это все психотерапия.
- Майндфулнес, медитации, визуализации - все это - тормозная система при перевозбуждении. Эти практики помогают <<выжить в пустыне>>.
Здоровая критичность - любые логические игры, <<что где когда>>, проекты с развенчанием мифов, эксперименты, игры в мафию, опять-таки - программирование, шахматы-шашки.
- В Арт-терапии - в работе с подростками мы используем тему лабиринта. Прохождение лабиринтов-квестов, рисование лабиринтов. Мы приучаем к ощущению - Выход есть. Логичный. безопасный. В жизнь.
? Задача подростков - перейти на <<своё внутреннее питание>>. А для этого нужно отделиться от <<питания маминого>>. Во всех смыслах. От питания эмоционального, от зависимости от самой значимой фигуры. (часто это проявляется буквально - в отказе кушать ту еду, которая принята в семье, готовится мамой, обесценивание мамы и ее роли). Если ребёнок заявил, что он будет вегетарианцем - попросите его вас научить новым блюдам. (И компенсируйте то, что считаете важным - витаминами).
? <<Будьте со мной - отпустите меня>> - постоянное состояние подростков. Им так важно чувствовать от нас <<я с тобой! Я смогу в себя вместить то, что ты сейчас переживаешь. Ты можешь <<об мою силу>> расти. И рядом со мной ты можешь расслабиться и на меня опереться>>. Это очень сложно. Быть родителем подростка - испытание.
? Мы помним, что на уровне физиологии - происходят громаднейшие изменения, которые оставляют ощущение перегрузок и состояние <<это невозможно контролировать>>. гормональные перестройки, рост стоп, изменение роста тела, всех объемов, гормональные американские горки, изменение режима сна. Ответственность за любые неудачи ребёнок переносит на телесность. И, знаете, подростковый возраст - самое время для онлайн курсов стиля, макияжа, освоения сценической походки и проч. И, конечно, спорта.
? Процессы, происходящие в мозге: Префронтальная кора (отвечающая за рациональное поведение, контроль, критичность, анализ, оценку рисков) и лимбическся система, отвечающая за переживание, формирование эмоций - во время подросткового возраста совершенно не дружат. Из-за гиперактивности лимбической системы И невозможности торможения (из-за незрелости префротнальной коры и недостаточных связей) ребёнок моментально вспыхивает при любой (кажущейся) опасности, уязвимости. Именно лимбическая система жаждет риска. А префронтальной коре не хватает силы ее остановить.
Нам важно дать возможность подростку <<сбросить возбуждение>>. (Вдруг они захотят заниматься спортом, может помочь батут, <<лазерные бои>>, любые псевдо-агрессивные игры)
В позитивной психотерапии есть красивая модель баланса и или <<ромб баланса>>. Представьте себе ромб, в вершинах которого стоят важнейшие темы жизни: Тело (Здоровье, питание, спорт, гигиена, сон...) - контакты (общение, близость, семья, друзья...) - реализация (деятельность, учеба, работа...) - смысл (фантазии, творчество, будущее, мечты, цели, ценности). В идеальной системе все стороны ромба должны быть равнозначны, но в реальной - какой-то угол может быть <<оттянут>>, перегружен, деформируя всю структуру. И нам важно не уменьшить угол, который <<выдаётся>>, а продумать, как увеличить остальные. И это касается и детей, и взрослых.
Теперь о том, что прямо сейчас можно делать в школе. Одна из коллег, которая приезжала на занятия Студии - Марианна Ильченко - рассказала о своём опыте. Мне показалось это прекрасным кейсом:
Школьный психолог или классный руководитель собирает класс. И перед классом ставится задача. Разработать инструменты <<кризисного реагирования>> в сложных ситуациях в классе. Класс разбивается на группы. Возможно, каждая группа решает свою задачу, возможно, предлагается несколько тем, в которых группа ищет ответ:
- как понять что однокласснику / другу плохо
- Что я делаю, когда мне плохо
- Как различить <<опасную информацию>>, какие правила безопасности в интернете работают
- К кому можно обратиться за помощью
- Если я узнал, что одноклассник/друг собирается сделать рискованное действие - как я поступаю, как важно поступить
- Что мне помогает (успокоиться......)
- Что мы делаем в классе, чтобы поддерживать друг друга
Взрослому важно быть фасилитатором этого важного процесса. И проводить его важно тому, кому дети доверяют.
Поиск ответов, работа в группе - уже становится <<выходом из лабиринта>>.
У всех взрослых я спрашиваю, когда ваш ребенок вам и с вами улыбался? Позволяете ли вы ребёнку вас чему-то научить? Какое любимое блюдо вашего ребёнка? а как ваш ребёнок знает, что вы его любите, что он для вас важен?
Пусть наша любовь будет для детей очевидна. А нам хватит сил и мудрости дать им опору в их взрослении. И пусть нам будет за них спокойно.