Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум : bosnn .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия для детей с нарушением памяти и внимания ( Подготовка к школе )
Портрет заполнен на 78 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
популярность:
1785 место
рейтинг 11839 ?
Привилегированный пользователь 9 уровня



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 2
Блог   >  

Лена Лемперт "Сенсорная и эмоциональная регуляция"

  12.03.2021 в 18:56   289  
Хочу написать немного на тему сенсорной и эмоциональной регуляции.

А так как я "чукча писатель", и так как считаю эту информацию очень важной - напишу. Но не считайте это постом специалиста, так как в этом я не специалист. Просто набралась немало знаний. Во-первых потому, что у моего сына проблемы в этой области. Он не в спектре, но в этой области у него те же проблемы, что и у многих детей в спектре.
Во-вторых, потому что знания в этой области нужны мне для работы с детьми в спектре. Я не представляю, как любой специалист может работать с такими детьми, не зная всего этого. Сенсорные и эмоциональные особенности влияют практически на любое взаимодействие ребенка с другими людьми.
--------------
И так, сенсорная и эмоциональная регуляция это:
1. Как ребенок воспринимает сенсорную информацию.
2. Как обрабатывает эту информацию.
3. Какую реакцию выдает в итоге.
Что такое сенсорная информация?
- Это ощущения, поступающие к нам через органы чувств. То, что мы слышим, видим, нюхаем, тактильные ощущения, вестибулярные и т.д.
- А так же ощущения, поступающие изнутри организма (голод, жажда, желание в туалет и т.д.)
Почему же я говорю про сенсорную и ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ регуляцию?
Потому, что это неразрывно связано одно с другим.
Любое ощущение вызывает у нас эмоциональную реакцию, и наоборот, эмоции влияют на наши ощущения.
Израильский пример - когда мы слышим сирену (сенсорное ощущение через слух) у нас это вызывает эмоции - панику, страх (и соответственно реакция - бежать в защищенное помещение). Но если мы знаем, что это учебная тревога, мы тот же самый звук воспринимает совершенно по-другому, этот звук не заставляет сердце стучать и кровь стынуть в жилах, мы его даже слышим как будто гораздо тише.
--------------
Все мы разные в том, как мы воспринимаем сенсорную информацию.
Некоторые люди в этом сильно отличаются от большинства, и можно сказать что у них трудности в этой области.
Какие бывают трудности:
- Гипер чувствительность. Сенсорный стимул (звук, запах, прикосновение, голод и т.д.) который другими людьми воспринимается как слабый, гипер-чувствительный человек ощущает как сильный. Например, дети с гипер-чувствительностью могут закрывать уши от того, что им мешают звуки (которые не мешают другим). Могут бояться высоты, чувствовать запахи, которых никто не чувствует, не переносить чувство голода. Считать, что их толкнули, когда на самом деле до них просто дотронулись. Не стоит удивляться, что такой человек не может "просто потерпеть" какие-то неудобства. То, что для других легкое неудобство, для него ужасный ужас.
- Гипо чувствительность. Это когда наоборот, человек ощущает стимулы как более слабые, чем это ощущают большинство людей. Такие люди могут не чувствовать голода, не быть осторожными, так как не чувствуют высоту или другую опасность, и так далее.
- Поиск ощущений. Человек настойчиво желает испытывать ощущения в каком-то из органов чувств, например все время крутится, или машет предметами перед глазами, или издает звуки.
--------------
А так же бывают трудности в области обработки информации, например есть люди, которые обрабатывают информацию очень медленно.
И в области реакции на информацию. Есть люди, которые выдают реакцию слишком резко и быстро (например сразу начинают кричать, как только ощутили что-то неприятное). Есть те, у которых проблема планирования и выдачи реакции (например дети с диспраксией - трудности моторной координации и планирования).
--------------
Важно понимать, что у каждого человека свой сенсорный профиль.
Особенно это важно по поводу детей с трудностями.
Бывают всякие сочетания трудностей в областях, которые я описала.
Например, есть дети с гипер-чувствительностью в области слуха (все звуки мешают) и в то же время поиск ощущений в области слуха (ребенок сам издает разные звуки, так как ему нравится это). Получается, что ребенку ужасно мешают звуки, издаваемые другими, а сам он непрерывно их издает, создавая этим неприятные для других ситуации.
Бывает так, что ребенок нечувствительный в области тактильных ощущений во всем теле, и находится в поиске ощущений - снимает ботинки и носки, ходит по твердым и колючим поверхностям, все время вертит предметы в руках. И в то же время гипер-чувствительный в области рта и из-за этого очень разборчиво питается и/или затрудняется произносить звуки и пользоваться речью.
А есть дети, для которых стимул может очень легко стать слишком сильным, и в то же время легко может стать недостаточно сильным... У них очень узкая "полоса" восприятия, в которой стимул им кажется приемлемым. К примеру они могут быть очень пассивными и невосприимчивыми ни к чему, находясь без движения. Им надо двигаться, например качаться на качеле, чтоб выйти из пассивности. И в то же время если качаться слишком сильно, для них это становится "слишком".
--------------
Работая с детьми с трудностями в области сенсорики (например с детьми в спектре) очень важно знать и учитывать сенсорный профиль ребенка. А так же очень важно об этом знать родителям таких детей.
Только так можно подстоиться под ребенка. Создать условия, в которых ребенок сможет функционировать и реализовывать свой потенциал.
Как можно пытаться продвинуть ребенка в области коммуникации или речи, если он испытывает дискомфорт? Если наш голос для него слишком громкий, или если он может общаться только после того, как попрыгал или побегал, или если его что-то пугает, или не нравится какой-то запах или прикосновения? Все эти ощущения, если их не учитывать, могут свести на нет любую попытку взаимодействия с ребенком.
На мой взгляд, та самая "химия", которая может возникнуть (или не возникнуть) между специалистом и ребенком, во многом связана с тем, насколько специалист учитывает сенсорный профиль ребенка.
--------------
Вообщем если подвести итог: область сенсорной и эмоциональной регуляции сильно влияет на многое.
Стоит об этом знать и учитывать.