Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум : bosnn.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия для детей с нарушением памяти и внимания ( Подготовка к школе )
Портрет заполнен на 78 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
популярность:
1785 место
рейтинг 11904 ?
Привилегированный пользователь 9 уровня



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 2
Блог   >  

Инна Богородицкая "Дисграфия и дислексия как проблема и тренд"

  01.11.2019 в 13:00   570  
Если вы тоже слышали эти слова в отношении своих детей или подозреваете у них «вот это вот все», то будет полезно почитать. Без теории и воды, одна польза.
Инна Богородицкая (Inna Bogoroditskaya) – логопед-психолог, преподаватель русского языка и литературы, арт-терапевт
***
👉Про дислексию сейчас много говорят и пишут. Значит ли это, что тема изучена? Тогда откуда берутся проблемы с ее диагностикой и коррекцией?
Да, с дислексией (и с дисграфией) вышла странная история. Еще лет 10 назад о ней никто толком ничего не знал, а сейчас она постоянно звучит в СМИ. И вроде мы должны знать о ней все, но при этом часто не знаем ничего. Ко мне часто приходят дети, у которых дислексия и (или) дисграфия явно есть, но при обследовании у специалистов либо на комиссии этот диагноз им не ставят.
У меня несколько месяцев занимался мальчик с дисграфией. Его послали на специальную комиссию. Во время обследования специалисты сказали, что дислексии и дисграфии у ребенка нет, указали на другие проблемы. Но я-то понимаю, что за два месяца дисграфия на могла «уйти»! В итоге на первом же диктанте мальчик принес двойку. Да, ошибок стало меньше, но они сохранились.
Часто у ребенка есть все «классические» для дисграфии и дислексии ошибки, но специалисты не видят этой проблемы. Говорят об общих сложностях при обучении: плохо переключается с одного вида деятельности на другой, требуется больше времени на выполнение задания и др. В итоге в заключении даются лишь общие рекомендации насчет самого процесса обучения. Четно говоря, я не понимаю, почему так происходит.
Думаю, так происходит потому, что еще 10-15 лет назад в нашей образовательной структуре этой проблемы «как бы» не было. Сейчас о ней все заговорили, но еще мало кто понимает, как ее решать. Нет инструментария. Учителя до сих пор «списывают» устойчивые ошибки в чтении (дислексия) и письме (дисграфия) на лень, невнимательность, рассеянность и др., хотя это, конечно, не так.
👉Когда можно заподозрить дислексию и когда стоит обращаться к логопеду?
Если вы видите, что ребенок с трудом запоминает буквы и стихи, у него есть логопедические проблемы, задержка речи, ему трудно ориентироваться в сторонах (право- лево), схеме собственного тела, то стоит обратить на это внимание.
Оговорюсь сразу: если ребенок не запоминает буквы в два года (а сейчас принято обучать чтению чуть ли не с рождения), то в этом нет ничего страшного! Пороговый возраст, когда мы можем уже говорить о дислексии – это 6-7 лет. До этого возраста действуйте экспериментально. Если ребенок сопротивляется грамоте, оставьте его в покое, сосредоточьтесь на эмоциональном, физическом, музыкальном развитии, развитии чувства ритма, умении общаться. Надо, чтобы ребенок до школы рисовал, клеил, лепил – это все поможет ему в дальнейшем при письме. К примеру, если ребенок до школы практически не рисовал (и такое бывает) и даже не знает, как правильно держать карандаш, как он может красиво писать при поступлении в школу?
Скажу так: в первом классе коррекция дислексии и дисграфии намного проще, но в первом классе не ставят оценок. А поскольку проблемы (плохой оценки) вроде бы и нет, то к логопеду не обращаются. Все это осложняет работу логопеда и ученика впоследствии.
👉А школьные логопеды куда смотрят?
Школьные логопеды больше заняты постановкой звуков. Это явная проблема. И таких детей сейчас много. Многие дети приходят сейчас из детского сада с нарушениями звукопроизношения. Я здесь не говорю обо всех школьных логопедах во всех школах России, но исхожу из собственных наблюдений.
Конечно, в школах есть занятия с детьми по коррекции дислексии и дисграфии. Но для этого эту проблему должны сначала диагностировать. Если проблемы формально нет, то как ее решать?
Также бывает эволюционная дислексия и дисграфия, когда ошибки совершаются в процессе обучения. Это совершенно нормально. Однако к концу первого класса (максимум, к концу первой четверти второго класса) определенные ошибки «уходят». Если этого не произошло, и ошибки носят устойчивый характер, то стоит обратиться к специалисту по поводу возможной дислексии.
👉В чем главная причина нарушений чтения и письма?
Сказать однозначно невозможно, у каждого свои. Это могут быть логопедические, неврологические проблемы, наследственность и др. Наконец, наше очень специфическое время. Ему нет аналогов, поскольку никогда ранее человек не «жил» в виртуальной реальности. Слово как таковое обесценивается, поскольку его заменяют различного вида смайлики. В итоге дети быстро привыкают к общению образами. Это гораздо проще, чем читать книгу.
При этом над новой виртуальной реальностью работают лучшие умы человечества! Условно говоря, они делают все, чтобы ваш ребенок не смог оторваться от телефона. А мы (учителя, библиотекари, родители…) пытаемся сделать противоположное и говорим: «Нет, читай Толстого»…
Более того, многие родители уже сейчас «отошли» от книг, но при этом требуют от детей, чтобы они читали. А это маловероятно.
👉И кто кого в итоге?
У меня есть внутреннее ощущение (которое, правда, ничем не подкреплено), что книга не умрет. А роман-антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» - это просто произведение-предостережение, но не реальное будущее человечества. Никакой образ, никакой смайлик не смогут заменить силу Слова. Слово – это то, что отличает человека от животного. Не зря же сказано: «В начале было Слово».
И да, я оптимист.
👉Ну вот скажет технарь: «и зачем мне эти ваши буквы?. Я и с ошибками проживу»
И будет, к сожалению, не совсем прав, потому что дислексия - это не только ошибки при чтении. Самая большая проблема здесь кроется в непонимании текста. Любому специалисту, в том числе техническому, рано или поздно придется иметь дело с текстами. А технический материал гораздо сложнее для восприятия, чем художественная литература. В нем нет «воды», все предельно четко и конкретно.
Далеко не все знания можно получить в аудио и видео-формате. Все равно придется читать. И если нет понимания прочитанного, то как развиваться в своей области?
Я так скажу. Сейчас даже вполне благополучные дети иногда с трудом понимают прочитанное. То есть они улавливают периферические смыслы, но не видят главного. Если же я начинаю читать им вслух и расставлять акценты, то тогда они понимают идею текста. Думаю, так происходит оттого, что при чтении про себя они внутренне не правильно расставляют акценты, интонации, не понимают значения некоторых слов…
👉Как сильные ученики могут не понимать прочитанное? Как же тогда они учатся?
Для меня это загадка. Скажу честно: я не знаю ответы на многие вопросы. Но все время их ищу.