Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум : bosnn .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия для детей с нарушением памяти и внимания ( Подготовка к школе )
Портрет заполнен на 78 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
популярность:
1785 место
рейтинг 11839 ?
Привилегированный пользователь 9 уровня



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 2
Блог   >  

Марко Турк "Научиться учиться: где искать мотивацию к учебе"

  20.06.2021 в 16:04   270  
Любой предмет может быть интересным, если его правильно преподавать. Правильно — это как? Если в Древней Греции педагогом был раб, который сопровождал своего воспитанника до школы и обратно, то сегодня педагогику должны изучать все специалисты, которые имеют дело с преподаванием. О развитии научной педагогики, качествах хорошего преподавателя, соотношении теории и практики в обучении, а также о вызовах, которые ставит перед преподавателями онлайн, ПостНауке рассказал исследователь высшего образования и педагогики Марко Турк.

Зачем нужна педагогика?
Впервые о необходимости использовать различные подходы к образованию и обучению заговорили в XVI–XVII веках. Чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский в своей работе Didactica magna («Великая дидактика») разработал основные положения «универсального искусства всех учить всему». К этому его подтолкнул собственный негативный опыт в учебном процессе. Коменский утверждал, что при должном подходе научить можно любого, а не только тех, кто отличается необычайным талантом. Именно Коменский теоретически обосновал преимущество классно-урочной системы (в противовес индивидуальному обучению, которое было широко распространено до XVII века), а также призывал сделать образование доступным для всех.

Позднее, уже в XIX веке, Иоганн Фридрих Гербарт заложил основы научной педагогики. В своей теории обучения идеям он выделил четыре ступени обучения новому, которые используются преподавателями по сей день: ясность (или презентация) — первоначальное ознакомление с материалом, ассоциация — поиск связи между новыми представлениями и идеями со старыми, система — обобщение и вывод некоторых правил, поиск законов; и самый важный этап — метод, то есть применение полученных знаний на практике. Гербарт был сторонником воспитывающего обучения: процесс получения знаний, по его мнению, шел рука об руку с развитием характера и разносторонности личности.

Эта идея отразилась в германской педагогической традиции, описывающей педагогику как социальную науку, которая занимается исследованием образования и улучшением качества учебного процесса. В немецком языке слово «образование» можно определить в том числе и как «воспитание», поэтому в германской модели педагогика изучает различные факторы, влияющие на социальное и индивидуальное развитие человека, а также процессы и некоторые составляющие формирования человеческой личности и идентичности. Главными представителями этой школы были Иоганн Готлиб Фихте, Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Вольфганг Брезинка и Вольфганг Зюнкель.

В противовес немецкой англо-саксонская школа описывает педагогику как изучение преподавательских методов и деятельности, где в центре внимания находится сам образовательный процесс. Англо-саксонская школа сегодня доминирует в университетской среде, поэтому во многом целостное развитие личности остается прерогативой школы, а университетское образование зачастую сугубо прикладное. Главный представитель этой школы — философ Джон Дьюи, который был явным сторонником практического подхода к обучению через опыт и осознание этого опыта с помощью специальных научных методов.

Однако реальность далека от идеала. На деле преподаватели университетов показывают высокий уровень сопротивления, а в некоторых случаях и презрения к методической практике преподавания. Это приводит к тому, что студенты сталкиваются с однообразным и поверхностным обучением. Согласно исследованию Стефани Кушман и Ричарда Уэста, сегодня некачественное преподавание — одна из причин (5%), которая приводит к выгоранию студентов колледжей. Среди других причин — перегрузка (49%), которая возникает в том числе из-за завышенных требований на предметах, финансовые проблемы и проблемы с управлением временем (24%), отсутствие личной мотивации (13%), а также проблемы психического свойства и физические ограничения (5%). Поэтому мотивация и благополучие студентов стали отправной точкой многих международных исследований, направленных на изучение образовательной среды, которую создают учителя, а также роли мотивации студентов.

Хороший университетский преподаватель — какой он?
В первых западных университетах работа преподавателя ограничивалась передачей студенту информации, ни о каком взаимодействии между профессором и учеником речи не шло. Преподавателей нанимали сами студенты и оставляли тех, кто, по их мнению, хорошо справлялся со своей работой, в противном случае увольняли.

С развитием университетов и академической жизни специалисты стремились сформировать объективные критерии для оценки преподавательской деятельности. В 1987 году Артур Чикеринг и Зельда Гамсон определили семь знаменитых принципов, которые используются в высшем образовании до сих пор, несмотря на то что они основаны на результатах тридцатилетней давности.

Во-первых, хороший преподаватель в университете должен поощрять стремление студентов к контакту. Одна из главных причин, по которой ученики уходят из школы, а студенты из вузов, — ощущение изоляции, с которым они сталкиваются. Поэтому установление хорошего контакта между преподавателем и учащимися играет важную роль в образовательном процессе: профессор должен знать своих студентов по именам, приглашать к обсуждению проблем, давать учащимся персонализированную обратную связь по поводу домашних заданий, делиться профессиональным и личным опытом, потому что он не только передает знания, но и выступает в качестве ролевой модели.

Второй принцип заключается в развитии сотрудничества и взаимопомощи между студентами. Хорошее образование — это «коллективное» и «социальное» образование, а не «изолированное». Исследование 2015 года, которое провела Ева Хаммар Кириак из Департамента поведенческих наук и обучения при Университете Линчёпинга в Швеции, показывает, что, когда преподаватель дает командные задания, учащиеся показывают более высокие результаты, сильнее мотивированы и чувствуют себя лучше. Поэтому полезно побуждать студентов к совместной работе и исследовательским проектам, участию в группах по подготовке к экзаменам, вступлению в различные организации на территории кампуса и так далее.

Третий принцип — поощрение активного обучения. Студенты не могут научиться многому, просто сидя на занятиях, слушая учителей и запоминая готовые ответы на вопросы. Они должны уметь говорить о том, что изучают, писать об этом, соотносить это с прошлым опытом, размышлять над новой информацией и новыми знаниями и, главное, применять их в повседневной жизни. В этом случае хороший преподаватель должен использовать методы активного обучения, например попросить проанализировать реальную ситуацию из жизни или представить свою работу классу. Кроме того, он должен поощрять критическое осмысление идей, их обсуждение и даже споры (но в уважительной манере).

Кстати, университетские профессора могут делиться своим личным мнением. Однако перед тем, как это сделать, они должны провести четкую черту между теорией, которую преподают, и личной точкой зрения, которую высказывают, поскольку она не основана на исследованиях и может подвергаться сомнению. Хорошая лекция — это сочетание фундаментального знания и критического осмысления полученной информации.

Четвертый принцип — оперативная обратная связь. Студентам нужна помощь в оценке своих текущих знаний и способностей, причем не только в конце курса, но и на всем его протяжении. Это не значит, что обратная связь должна быть ежедневной или даже еженедельной, но она все равно должна быть постоянной, и давать ее — прямая профессиональная обязанность преподавателя. Кроме того, важно давать информативные комментарии, которые указывают на ошибки учащихся и предлагают способы улучшить результат. Большую роль играют обсуждения результатов домашних заданий и экзаменов как с классом, так и с отдельными учениками. Сказать «у тебя 4» недостаточно, необходимо объяснить студенту, что он знает хорошо, а что может улучшить. Главное отличие студента от вчерашнего школьника — более высокий уровень независимости. В отношениях между преподавателем и учащимся на первый план выходит партнерство, которое подразумевает совместную работу над проблемами. Это не только делает образовательный процесс интереснее, но и способствует развитию самих сотрудников вузов.

Пятый принцип заключается в том, чтобы выделять время на выполнение заданий. Процесс обучения требует времени и энергии, и учащимся нужно успевать «переварить» новую информацию. Результаты многочисленных опросов связывают чрезмерную нагрузку с повышенным стрессом и невозможностью расслабиться, а еще с негативным влиянием на здоровье. Школьники в среднем тратят на выполнение домашних заданий до 6 часов в неделю (в России — 9,5). Поэтому навыки эффективного управления временем играют решающую роль как для учащихся, так и для преподавателей. Один из опросов в социальной сети Twitter показал, что часть преподавателей работает больше 60 часов в неделю. Если возлагать слишком большие ожидания на студентов, образовательный процесс для них не будет эффективным — они будут чувствовать неудовлетворенность и потеряют мотивацию. Если сделать то же самое по отношению к профессорам, они будут хуже работать. Поэтому нужно помнить, что все мы люди, а не роботы.

Шестой принцип — подкреплять стремление к успеху. Хороший университетский преподаватель верит в возможности своих учеников и помогает им добиваться лучших результатов. Здесь может использоваться положительное подкрепление за выдающуюся работу; напоминание студентам о том, что все работают на разных уровнях, но должны стремиться продвигаться вперед; помощь в постановке сложных целей для собственного развития. Кроме того, важно побуждать студентов стараться изо всех сил, а не фокусироваться на оценках. Сегодня большинство учащихся сосредоточены на том, какой балл они получат, но это не их вина — скорее это проблема современного общества, которое ориентировано на статистику, на рейтинги. Но если вы хотите получить более глубокие знания, вам нужно думать о том, что вы делаете, а не о своих оценках.

И последний, седьмой принцип — уважение индивидуальных талантов и различных способов обучения. Нет двух людей, которые учатся одинаково, поэтому студентам нужно давать возможность усваивать информацию так, как им удобно. Сегодня хорошо известны четыре общих стиля восприятия информации: визуальный, на слух, через чтение и кинестетический. И, как говорит педагогическая психология, каждому человеку свойственен либо один из них, либо их сочетание.

Позже, в 2009 году, Джереми Гибсон дополнил, что отличного университетского преподавателя в дополнение к образованию (в области и методологии преподавания) и опыту определяют и личностные характеристики: энтузиазм, легкость и здоровая и взвешенная степень эксцентричности. Однако, как показывает практика, влияние этих черт на мотивацию и успеваемость студента не так просто измерить: с 1998 по 2018 год только 13 исследований были посвящены поиску взаимосвязи между двумя факторами.

Теория и практика — поиск баланса
Вспомним, что еще Иоганн Фридрих Гербарт говорил, что образование обязательно должно сочетать в себе теорию и практику. Теория нужна в первую очередь для общей эрудиции и развития критического мышления и высших метакогнитивных навыков. Если исключить ее, мы получим просто профессиональную подготовку. Когда вы имеете представление о разных теориях, которые описывают разные процессы в мире, вы можете их сравнивать, использовать различные аргументы. Если человек не обладает критическим мышлением, то он просто будет воспроизводить полученную где-то информацию, не анализируя ее. Например, услышав в СМИ сообщение о новом универсальном лекарстве от рака, у него не возникнет вопросов: стоит ли доверять этому сообщению, следует ли подвергнуть его критике?

Сказать, сколько в образовании должно быть теории, а сколько практики, нельзя, потому что сегодня нет каких-либо научных результатов, позволяющих вывести идеальную формулу. Во многом соотношение теории и практики зависит от профессора и его осведомленности о новых открытиях и практических достижениях в области. Эта идея связана с профессиональным развитием: чтобы работать в университете, преподаватель должен непрерывно обучаться в течение всей своей жизни. Особенно это касается таких областей, как связи с общественностью, где изменения происходят буквально ежедневно. В этом случае удачным может показаться разделение курса между двумя преподавателями — тем, который в основном занимается исследованиями и может дать хорошую теоретическую базу, и тем, кто может объяснить применение теории в реальной жизни.

Помимо стажировки, которая является дополнительной опцией (и нагрузкой) для студентов, к тому же неоплачиваемой, современная педагогика выделяет три крупных направления в методике обучения, полностью интегрирующих практику в процесс обучения. Первое — проблемно-ориентированное обучение, когда студенты разбирают проблемы реального мира и в процессе занятий с преподавателем пытаются найти для них решение. Такой подход, например, используется в Австралии при обучении медсестер, которых заставляют работать так, как если бы они имели дело с реальной ситуацией в больнице.

Второе направление — сервисное обучение. Этот образовательный подход сочетает учебную деятельность с социальной работой, и здесь большую роль играет практическое применение теории. Кроме того, сервисное обучение сосредоточено в первую очередь на проблемах локальных сообществ и на связи между высшими учебными заведениями и сообществом, в котором они находятся. Например, в городах, где существует проблема загрязнения окружающей среды, студенты биологических факультетов могут принимать активное участие в решении этой проблемы: анализировать образцы почвы или собирать данные об экологической обстановке.

И наконец, третье направление — локальное обучение, которое погружает студентов в особенности местной культуры и исторического наследия. Отчасти это похоже на сервисное обучение, однако в этом случае студенты решают проблемы из другой области, например как сообществу сохранить свою культурную идентичность. Учащиеся могут, например, делать проекты, которые повысят осведомленность населения о местной культуре и традициях.

Онлайн-обучение и тревожность
В период пандемии коммуникации все больше стали уходить в онлайн, включая и образовательные процессы. Переход на новый формат имеет свои сложности. Онлайн-обучение может стать отличным опытом как для профессора, так и для студента, но здесь очень важно организовать среду, которая будет простой и в то же время вовлекающей.

Большинство негативных комментариев относительно онлайн-обучения сегодня — это результат страха перед неизвестным. Тормозить процесс перехода на онлайн-обучение потенциально может технофобия. Существует множество определений этого термина, но самое популярное включает в себя сопротивление разговорам и даже мыслям о новых технологиях, а также страх и тревожность перед ними. Как показывают исследования, последние 20 лет технофобия является серьезной проблемой в индустриальных экономиках, а число технофобов составляет чуть меньше трети промышленно развитого населения мира.

Студенты онлайн-курсов, сталкиваясь с проблемами при использовании сайтов, склонны довольно остро на них реагировать. Кроме того, учащиеся испытывают сильную тревогу при работе с компьютером, когда находятся под давлением времени или поставленных целей. Если технология дает сбой, это может вызывать беспокойство и панику. Однако со временем студенты учатся вырабатывать стратегии поведения, которые помогают им избежать переживаний, несмотря на обстоятельства.

Тем не менее онлайн-обучение — наше будущее, и поощрять студентов к онлайн-обучению, а также развивать свои собственные онлайн-навыки и компетенции — прямая обязанность преподавателя в университете.