Ребёнок растёт, и вот ему уже через год идти в школу. Нужно ли готовиться к школе и как это делать? Этот вопрос неизбежно встаёт перед родителями. Мой опыт человека, помогающего учителям работать с первоклассниками, говорит: «Да! Сегодня примерно в 80% случаев такая подготовка необходима». Это связано с тем, что представления общества о требованиях к дошкольникам и младшим школьникам существенно изменились. Изменилась и ситуация современного детства.
Можно ли сделать это дома, обойтись без платных занятий по подготовке к школе? Не только можно, но и нужно! Главная беда сегодня в том, что многие родители полагают: сдам ребенка на занятия, и пусть его там подготовят. Я не специалист, они сделают лучше… Эту ошибку родители совершают, думая, что подготовка к школе состоит в обучении ребенка грамоте (чтению), первоначальному счёту и другим школьным премудростям. Но постойте, ведь это задача школы!
Последние исследования нейрофизиологов убедительно доказывают, что несвоевременное раннее обучение не просто неэффективно, оно впоследствии может затормозить развитие, помешать ребенку нормально учиться.
Но тогда что же означает «подготовить ребёнка к школе»? Давайте сначала посмотрим, в чём проявляется «неготовность» к школе. Маша не может усидеть на месте, занимаясь одним делом больше пяти минут. Олег не знает, как нужно здороваться со взрослыми, обращается к любому человеку на «ты». Костя не умеет застегивать пуговицу на брюках, завязать шнурки. Артём готов начать драку из-за любого пустяка, например, не понравившегося ему чем-то ответа или обращения другого ребёнка. Алина рисует человека: точка, точка, два крючочка…, – так, как делают это трёхлетки.Всё перечисленное не даст этим детишкам благополучно учиться в школе. Но преодолеть эти трудности могут помочь своим детям именно родители, а вовсе не платные курсы подготовки к школе.
С чего начать?
Оцените физиологическую готовность вашего ребёнка к школе:
Общее физическое развитие – его вес и рост в пределах возрастной нормы?
Может ли он, играя, бегая, совершать плавные, точные движения?
Легко ли собирает рассыпавшиеся мелкие предметы в коробку (пуговицы, бусинки…)?
Как он бросает и ловит мяч?
Умеет ли прыгать на двух и одной ноге?
Если у вас появляются сомнения в том, что ребёнок готов физиологически, посоветуйтесь с врачом-педиатром или специалистом. Почему физиологическая готовность к школе важна? Она определяет работоспособность ребенка, ведь школьная жизнь требует большого напряжения. Нормальное физическое развитие позволяет избежать нарушений осанки во время долгого сидения за партой, например, искривления позвоночника, и развития других болезней. Развитие координации (то есть согласованных, соразмерных) движений формирует человеческий мозг, в том числе связь между его полушариями.
Проверьте навыки самообслуживания:
Умеет ли ребёнок самостоятельно одеваться, делает ли это быстро?
Умеет ли завязывать шнурки, застегивать молнию самостоятельно?
Умеет ли аккуратно складывать и вешать свою одежду?
Запоминает ли, куда повесил свою куртку, убрал ботинки?
Почему это важно? В школе ребенок будет раздеваться, одеваться, переодеваться на занятия физической культурой самостоятельно. Учитель не имеет возможности помочь каждому и торопить каждого. Ребенок должен будет сам помнить о необходимости вымыть руки перед едой и после посещения туалета. В школе ребенка не будут кормить с ложки и уговаривать съесть еще кусочек, а энергии на учёбу нужно много, ее надо своевременно восполнять. Если ребёнок пока чего-то не умеет или делает это очень медленно, не дожидайтесь наступления 1 сентября, а начните тренировки заблаговременно.
Оцените психологическую готовность вашего ребенка к школе:
Может ли ребёнок в течение 15–20 минут заниматься скучным/нелёгким делом?
Умеет ли фантазировать, представлять в уме?
Понимает ли смысл сказок, рассказов, поговорок? Сопереживает ли героям сказки?
Понимает ли простейшие рисунки и схемы (чертежи)?
Рисует ли сам разнообразные сюжеты – людей, героев мультфильмов, дома, деревья, космические корабли и т.п., поясняет ли свои рисунки?
Умеет ли лепить и может ли слепить то, что ему нравится?
Почему все это так важно? Всё это признаки минимально необходимого для обучения в первом классе умственного и эмоционального развития, развития произвольного поведения, то есть умения управлять собой.
Проверьте социальную готовность:
Умеет ли ребёнок налаживать контакт с незнакомыми детьми, взрослыми?
Знает ли он, как вежливо обратиться к незнакомому взрослому, к другу семьи (не родственнику)?
Понимает ли смысл ваших действий в магазине, на почте, в метро…?
Приучен ли уступать место пожилым людям в общественном транспорте?
Здесь важно умение слушать и слышать другого, договориться о совместных делах, игре, умение культурно себя вести – ведь в школе, как и на работе, нужно будет уметь совместно и продуктивно взаимодействовать с разными людьми, не только с теми, кто тебе близок или приятен.
Проверив все это, вы уже, наверное, понимаете, что нужно делать, чтобы подготовить своего ребенка в школе. Теперь несколько слов о том, как это делать.
Чтобы ребенок был готов к школе физиологически, нужно регулярно играть с ним в разнообразные подвижные игры: с мячом – бросание друг другу и ведение мяча, вышибалы, пионербол. Хороши скакалки, игра в «резиночку», в «классики», игра «в зеркало» – повторение друг за другом разных координированных движений, и т.п. Это могут быть совместные игры детей со взрослыми или игры в детской компании. Но взрослые должны научить детей играть в эти игры, показать, как это делается, увлечь. Раньше передача игр от старших к младшим происходила сама собой, во дворах, где вместе играли дети разных возрастов. Сейчас эта культура практически утеряна.
Очень полезны спортивные секции, особенно занятия плаванием, легкой атлетикой, лыжным спортом. Но отдавать ребенка в спортивную секцию стоит с одобрения врача.
Другие виды готовности к школе (социальная, психологическая) формируются в условиях спокойной заботы родителей о ребёнке в семье. Наиболее важные совместные занятия, которыми нельзя пренебрегать, это:
ежедневное домашнее чтение ребёнку вслух с обсуждением прочитанного (в течение хотя бы 10–15 минут);
сюжетно-ролевые игры со сверстниками (в детском саду, на детской площадке, дома с друзьями);
конструкторы, рисование, лепка из пластилина, складывание бумажных фигурок оригами, танграм, вырезание из бумаги и тому подобное.
Очень важная вещь, которая развивает наблюдательность, внимание к происходящему вокруг, стремление учиться – это обращение внимания ребёнка на простые, но загадочные явления в обычной жизни. Например, вы заметили, что на стене появился солнечный зайчик – скорее зовите ребенка и ищите вместе с ним: что отражает свет на стену. Возьмите зеркало и пускайте солнечных зайчиков.
Вы увидели, что Луна на прогулке «идёт следом за вами» – покажите это ребенку, вместе поищите ответ на вопрос о том, как так получается…
Вы спросите: «Но разве не нужно, чтобы ребенок умел писать буквы, читать, считать до поступления в школу? И как сделать это, не будучи специалистом?» Конечно, если ребенок будет считать до двадцати, складывать два и два, пересчитывая конфеты на столе, знать буквы, цифры и немного читать – это облегчит ему обучение в первом классе. Ваш ребенок научится считать в достаточной мере, если вы будете вместе, а потом он будет самостоятельно:
Считать гостей, чтобы накрыть на стол
Искать «счастливые номера» автомобилей и билетиков
Играть в домино и другие игры, требующие подсчёта очков
Пересчитывать любимых героев мультфильмов
Рисовать и вырезать кукол, солдатиков и т.п., строя их по порядку (первый, второй, третий…) и так далее
Чтобы ребенок научился немного читать, можно:
Прикрепить к разным предметам обихода крупные подписи («Стол» и т.п.)
Вместе читать вывески на улицах
Собирать слова из магнитных букв на холодильнике (предложите кучку букв – две буквы М и две буквы А – «собери слово “мама”»; прочитывайте вслух то, что сложил ребенок)
Читая вслух, оставлять немножко ребенку, помогая ему (сначала – одно слово из абзаца, потом – два, потом – строку, потом страницу)
Регулярно писать открытки бабушке (Деду Морозу…) и т.п. Отвечать ребенку на письма так, чтобы он мог прочитать ответ
Все эти незамысловатые занятия, а также посещение и обсуждение с ребенком музеев, выставок, походы, привлечение ребенка к разным трудовым делам, например сбору мебели из IКЕA и тому подобное, помогут ему подготовиться к школе и стать достойным учеником.
Однако, если вы заметите у ребенка какие-то систематические трудности, например плохое запоминание букв (десять раз уже повторил ему, что это «В», а он говорит то «Т», то «Б»), очень неустойчивое внимание, нечеткое произнесение звуков – не поленитесь вовремя обратиться к специалистам, чтобы возможная помощь была оказана ребенку своевременно, до того, как он столкнется с непреодолимыми трудностями в школе.