Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум : bosnn .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия для детей с нарушением памяти и внимания ( Подготовка к школе )
Портрет заполнен на 78 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
популярность:
1785 место
рейтинг 11839 ?
Привилегированный пользователь 9 уровня



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 2
Блог   >  

Лара Шпильберг "Как заниматься ерундой?"

  13.07.2017 в 15:19   549  
Мало того, что эти дети занимаются всякой ерундой, вместо того, чтобы... (и далее по списку). Они еще норовят в эту ерунду втянуть нас! У нас и так времени на общение с ними почти нет! Какого черта тратить драгоценные минуты на эти идиотские раскраски с мультяшными феями, две тысячи третий пересчет морских ракушек из сундучка с поющей русалкой, или выслушивать подробные прогнозы, кто кого оборет - кит слона или слон кита красные монстры синих, или наоборот?!

- Деточка, а давай я тебе лучше книжку почитаю? Вот эту, про вулканы? Или вот эту, про китов? Или давай задачки порешаем? Я тебя научу....
- ... НЕЕЕЕЕТ!!!! Я хочу с тобой ПОИГРАТЬ!!!!!!!


Нокаут.

Это у нас с детьми натуральная борьба за выживание. То есть, у нас - за выживание. Наша самооценка как родителей худо-бедно выживет, если мы будем хоть иногда, хоть по чуточке - их развивать. У детей все проще и не так драматически, но упрямством они в нас. :) Да и мы их все-таки любим и жалеем, поэтому в ситуации нормального дефицита времени ситуация становится патовой.

Ну и что, выхода нет? Как в реальной борьбе за выживание - нужно использовать подручные средства :).

Я когда-то поняла, что есть один трюк, который можно провернуть почти всегда. Дело в том, что мы слишком нацелены на СОДЕРЖАНИЕ. То есть, мы все время хотим дать ребенку что-то. Знание. Информацию. Контекст. Вулканы, или киты, или история шахмат, или сказка о мальчике-с-пальчике, или строение желудочно-кишечного тракта.

Мы и идем от этого: "солнушко, ну давай вот эту книжечку почитаем, я тебе расскажу про этого дядю, он был спартанский царь Леонид....", - и родитель победно-многозначительно смотрит на чадо. А чадо выглядит мрачно, потому что знает: сначала ему будут рассказывать, почему в "Спартаке" играл царь, потом объяснят, какого черта у них царь играл голый в каких-то железяках, потом расскажут, почему его зовут, как маминого двоюродного брата, а солнушку совершенно не интересно ни про него, ни про Спартак, ни про железяки, у него там монстры-покемоны-бакуганы ступили на тропу войны, "...паааап, ну давай поиграеееееммм!"... Папа в трансе, у него растет бездарь и обормот, папа чувствует всем своим организмом, что борьбу за выживание в роли правильного родителя он проигрывает с разгромным счетом. :)

Но есть, есть способ примирить стороны. Это получится, если отвлечься от вопроса "что?" (бабочки, Чапаев, синхрофазотрон, Столыпин, киты, вулканы, царь Леонид), и перекинуться на попытку чему-то научить через вопрос "как?". КАК - это великие три буквы, это та косточка, на которую, по русской пословице, "были бы кости, а мясо нарастет"...

Гошка, игнорируя мои попытки заняться с нею чем-то осмысленным, смотрит идиотский "няшечный" эмо-мультик про какую-то фееобразную молодежную группировку с крылышками. То ли шесть то ли семь девушек на столько же парней, все эльфоподобные метаморфы, полный бред.

- Мама, ну посмотри со мной!
- Гош, я их путаю. Вот эта та же самая, что сейчас в яму падала, или другая?
- Нет, нет... Это, кажется, Альфа. А то была Дельта. Она любит вон того, зеленого, я забыла, как его зовут. Ничего, сейчас скажут.
- А Альфа кого любит?
- Альфа любит Эпсилона. Или нет! Это Бета любит Эпсилона, а Альфа, кажется, того вот с хвостом, как его? Игрек, что ли?
- Фуф, Гош. Это невыносимо. Знаешь что? Составь, пожалуйста, таблицу.
- А?...
- Таблицу. Знаешь, это такой способ, чтобы не забыть, кто кого любит, и вообще, что куда относится.
- Но.... В компьютере?...
- Зачем? Нарисуй на листе бумаги. Сама подумай, сколько там колонок будет?....

Я избавлю вас от описания создания этого великого документа :), важнее другое. Вечером следующего дня мы с мужем смотрим снукер: Селби играет с ОСалливаном. Гошка тоже смотрит с нами, потому что ее завораживают наши сильные эмоции, - но ничего не понимает, потому что не знает правил. Она пристает с вопросами, мы кидаем ей на ходу, сколько очков стоит какой шар... Вдруг ребенок затихает - бежит за фломастерами, высунув язык, трудится на полу...

- Мама, вот.

В руке у нее ТАБЛИЦА. В левой графе нарисован цветной кружок. В правой - количество очков.

- Так правильно?

Хвалю за инициативу. Способ, что называется, ВЗЯТ. Однако победу надо развить. :). Таблица переписывается в Excel, и Гошке показываются правила СОРТИРОВКИ: надо, чтобы шары шли по порядку, от самого дешевого красного к самому дорогому черному. Однако это тоже еще не все.

- Гош, ты здорово сделала таблицу, и теперь ты знаешь, какой шар сколько "стоит". Но тут кое-чего не хватает.
- А?
- Нужно ведь еще знать, на каком месте лежит каждый из цветных (не красных) шаров, да?
- Да... Их все время снова вытаскивают, - с тоской говорит Гошка. - Но я не знаю, как это в таблицу написать....
схема снукерного стола- А и не надо в таблицу. Для таких вещей есть другой способ. Он называется СХЕМА.
- СХЕ... как?
- СХЕМА. Вот гляди, я нарисую вот такой прямоугольник. Догадываешься, что это?
- ... ???
- А вот если я тут и тут, в уголках, и еще вот тут, посередине, нарисую... лузы?...
- ААААААААААА! - кричит Гошка, - ЭТО СТОЛ???? СТОЛ????
- Теперь ты поняла, что надо тут нарисовать?... Тащи свои фломастеры...


...Если рассматривать всю эту чепуху с точки зрения содержания, подобная деятельность не выдерживает критики. Ну кому из родителей в здравом уме придет в голову фундаментально обучать ребенка правилам снукера, или запоминать любовные пары в эмо-мультике? :) А между тем, это очень полезная деятельность. Потому что формирует навыки ВНЕ-КОНТЕКСТНЫЕ, для которых не важно, на каком материале они формируются. Гошка научилась строить таблицы соответствий, когда ей понадобилось запомнить, кто в кого влюблен. Но ПЕРЕНЕСЛА навык на шарики снукера, то есть, навык стал ОБЩИМ, вошел в арсенал ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОРУДИЙ ребенка. При необходимости она будет применять его уже к тому материалу, который взыскательные родители могут найти достойным. :)

Кстати говоря, содержание тоже может быть достигнуто ЧЕРЕЗ СПОСОБ. Точнее, интерес к способу может быть перенесен на содержание. С таблицами и схемами это очевидно - откройте любую детскую энциклопедию, а вот вернемся к сакраментальному вопросу о том, какие монстры победят - красные или синие.

- Синие, пап! Их очень много. Вон аж сколько!!!.... А красных всего пять...
- Ты знаешь, бывает и по-другому...
- Что, ПЯТЬ могут победить всех этих?! Но КАК????

С полки снимается любимая книжка мужа: "Великие битвы мировой истории". На схеме Фермопильского сражения расставляются красные и синие монстры.

- Ух ты!!... И они их всех победили?!!!... А синих было еще больше?!!!...
- Их было так много, что... ты стреляла из лука?
- Да...
- Вот когда все они, синие, стреляли одноврменно из своих луков, стрелы закрывали солнце, и на земле наступала темнота...
- Ооооо,.... - шепотом вздыхает ребенок, тихонько пальцем передвигая по странице разноцветных монстров. - ....Ой! А это что за дядя в такой большой шапке с палкой?!
- А это, солнушко, спартанский царь Леонид....
- Какой-какой царь?
- Спартанский. Это такая страна, кусочек Явана - Греции, была.
- Он на самом деле был?
- Конечно. Он был главный у спа...у красных монстров. Которых мало.
- Расскажи!...

Ну... сами понимаете :)