Увеличение объема информации, предлагаемой первоклассникам, приводит к тому, что в большинстве школ, отбирающих детей по результатам собеседования, обязательно, чтобы ребенок умел читать. Стараясь выполнить новую программу, часть учителей повышают требования к скорости чтения. С первых же родительских собраний Вы будете слышать данные о технике чтения детей класса.
Специалисты отмечают взаимосвязь между сформированностью навыков чтения и письма и состоянием зрительного восприятия. Психологами доказано, чем выше уровень зрительного распознавания образов, тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и письма.
В предыдущей статье помощью теста М.Фростик, предлагалось оценить различные стороны зрительного восприятия Вашего ребенка.
Выявленные трудности зрительного восприятия нужно и можно скорректировать до начала школьного обучения.
Профилактика проблем чтения и письма просто обязательна для детей с речевыми нарушениями.
Рассмотрим приемы на развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа у старших дошкольников.
1. Игры на формирование у детей целостного образа предмета
В них формируется целостный образ предмета, ребенок учитывает пространственное расположение деталей и их соотношение с другими частями целого.
Вы можете использовать:
! Разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками.
! Лото-вкладки
! Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений
2. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия.
Вы можете использовать:
! Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.
! Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.
! Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.
! Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других.
! Поиск отличий в сходных изображениях.
! Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.
3. Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти.
Вы можете использовать:
! Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям. Поощрите малыша за вариативность! Это говорит о гибкости его мышления.
! Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.
! Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других
! Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта
! Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.
! Срисовывание по образцу фигуру или букву;
! Складывание из палочек фигуру (по образцу);
! Дополнение недостающего элемента фигуры или буквы;
! Соотнесение буквы с предметами (по представлению) (О - обруч, З - змея);
! Реконструирование буквы, добавляя элемент (например, из А -Л -Д).
! Детям очень нравится игра «Чья цепочка длиннее»? Напишете букву и предложите ребенку превратить ее в другую. В какой цепочке получится больше букв.
4. Игры на развитие оперативной памяти
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
! Игра «Чего не стало»? (из 5-6 картинок)
Перед ребенком размещают картинки (предметы) он должен запомнить их, затем взрослый что-то убирает, а ребенок, повернувшись, угадывает предмет.
! Запоминание и отбор картинок среди других (также с буквами, цифрами, фигурами);
! «Что изменилось»? (запоминание расположения).
! "Эхо"
Крикните ребенку сначала одно слово, потом два, три (до шести). «Эхо» их повторяет.
Материалы для занятий Вы можете найти в теме
www.nn.ru/community/nashi_de...ya_32007460.html