Не забыли еще, что мы говорили о психологической готовности детей к школе? О разных её составляющих: мотивационной, интеллектуальной, социальной, физической... Сегодня конкретно об эмоционально-волевой
.
? Что это такое?
Вроде слова знакомые: эмоции, воля. Чего уж тут не понять? Эмоции под контроль, волю в кулак - и пошел слушаться родителей и учителей.
Однако, я бы акцентировала внимание не на умении слушаться, а на умении слушать. Вникать в содержание, понимать и принимать задание учителя. Подчинять задаче свои сиюминутные желания и побуждения.
Помните, как дети дома засыпают? Мам, дай попить. Мам, мне жарко. Мам, я писать хочу. То есть, сиюминутных желаний у ребенка очень много. И ладно, если он их озвучивает вам дома, перед сном, хуже, если так будет и на уроке: яблочко, водичку, в туалет, в окошко посмотреть, парты пересчитать, у соседа ластик упал, а, что, урок уже закончился? А что было-то?
? Как это тренировать дома ДО школы?
?Графические диктанты: последовательность кругов, квадратов, треугольников под диктовку или по образцу.
?Подчеркивание или вычеркивание определенной буквы в небольшом кусочке текста.
?Различные лабиринты в развивающих тетрадках.
?Обычные игры из нашего детства на внимание, например, да-нет не говорить, черное-белое не надевать. Помните еще, как в такое играть?
?Настольные игры, например, Головоноги, Барабашка, Доббль и другие.
? Как проверить, сформирована ли на данный момент эмоционально-волевая готовность?
1? Тест <<Графический диктант>>, автор Д.Б. Эльконин
Ребенку даётся лист бумаги в клеточку с четырьмя точками.
Инструкция: <<Сейчас мы будем рисовать узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Слушай меня внимательно и рисуй так, как я буду говорить. Я скажу, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующая линия там, где закончилась предыдущая>>.
Первый узор - тренировочный, он не оценивается, просто идёт проверка, понял ли ребенок задачу: <<Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна клетка вниз. Далее продолжай рисовать такой же узор сам>>.
Делайте паузы, чтобы ребенок успевал. Подбадриваем, но никак не помогаем.
Следующие узоры уже на проверку. В фотографиях к посту вы можете увидеть то, что должно получиться, и самостоятельно составить инструкцию по ходу, скачать в интернете, ну или попросить меня, я вам напишу целиком.
Оценка теста.
Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение.
1-2 ошибки - средний уровень.
Далее - низкий.
Оценка не снижается за дрожащие линии, грязь и прочие пачкули.
Если ребёнок устал, объясните ему, что осталось ещё 1-2 строки, 1-2 задания. Далее два варианта:
-- ребёнок может собраться и закончить занятие, значит эмоционально-волевая готовность в норме;
-- ребёнок не может собраться, капризничает, отказывается, бросает начатое, отвлекается, значит пока рано вести на урок в настоящую школу.
2? Тест <<Полянки>>, автор Л. А. Венгер
Ребёнку даются распечатанные материалы для выполнения задания. Для примера даю фото, остальные сможете, опять же, найти в интернете.
Инструкция: <<Перед тобой - полянка, по которой проходят дорожки. По этим дорожкам можно пройти к любому домику, но мы ищем только один из них, тот, в котором живет зайчик. Он прислал тебе письмо с обозначениями ориентиров, мимо которых тебе нужно пройти. В других домиках может оказаться волк, он тебя съест. Будь осторожен, найди верный путь!>>
?Важное условие: ребенок должен выполнять задание глазами, а НЕ с помощью пальчика.
Оценка интуитивно понятна: справился - молодец, нет - идем играть в <<да-нет не говорить>> и весёлые настолки.
https://www.nashideti.site/2019/02/05/podgotovka-k-shkole-emocionalno-volevaya-gotovnost/?fbclid=IwAR1rJrhVKBX2GwPgYZ8c75CYq6eMdSdoAEKr4sfG1JSgBC5UuTLzuh3s4-Q