Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум : bosnn .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия для детей с нарушением памяти и внимания ( Подготовка к школе )
Портрет заполнен на 78 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
популярность:
1785 место
рейтинг 11839 ?
Привилегированный пользователь 9 уровня



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 2
Блог   >  

Для дислексика слово - один большой неподвижный кирпич

  04.09.2021 в 09:50   304  
Мел
Читающий ребенок -- повод для гордости. Большинство родителей пытаются научить детей читать еще до школы. Но что, если ребенку уже семь, восемь, десять лет, а он по-прежнему испытывает сложности с чтением? Разбираемся вместе с Анной Левинзон, экспертом лаборатории чтения <<Верные слова>> и преподавателем Школы лингвистики НИУ ВШЭ.

Что такое дислексия
Дислексия -- это врожденное нейробиологическое нарушение, при котором ребенок по-особенному воспринимает язык. Естественным следствием этого нарушения становятся проблемы с чтением. По моим наблюдениям, такие сложности испытывает каждый пятый-седьмой ребенок. У этих детей нет никаких проблем с интеллектом, он может быть даже выше, чем у некоторых сверстников. Детям просто тяжело читать.

Дислексия может быть разной степени тяжести, порой о ее существовании ни ребенок, ни родители могут даже не знать: с ребенком начали вовремя заниматься, и проблемы удалось избежать, но ситуация может оказаться и более серьезной -- настолько, что ни родители, ни специалисты, увы, не помогут ему освоить чтение.

В чем одна из главных сложностей для дислексика? Он не разделят слова, предложения, текст на составные части
То есть если у обычного человека слово -- это набор разных звуков или фонем, то для дислексика слово -- один большой неподвижный кирпич, он видит большой пласт текста, который не может разделить на составные части. Представьте, что я показываю вам издалека лес, а потом прошу сказать, сколько листьев на третьей ветке снизу у березы, стоящей справа во втором ряду. Вот и для дислексика отдельный звук в слове -- это та самая ветка. Он слышит и понимает слова, но разделить их на составные части не в состоянии.

"Красные флаги"
Понять, что у ребенка есть проблемы, можно еще до того, как он начнет учиться читать. Первое, что могут сделать родители, -- проверить фонематический слух, тот самый, который помогает нам выделять звуки в словах.

Предложите ребенку сказать слово <<булочка>> без звука <<б>>. А теперь предложите ему заменить в имени Юля звук <<я>> на букву <<а>>. Если у ребенка-дошкольника с таким заданием возникают трудности, ему надо помогать уже сейчас: высока вероятность, что, когда вы перейдете к чтению, у него возникнут проблемы. На какие еще особенности важно обратить внимание?

1. Отсутствие прогресса. Это первое и главное. В начальной школе всегда проверяют скорость чтения -- все родители этот подход ругают и не понимают, а он, между прочим, очень важен, потому что помогает понять, развиваются ли способности ребенка или нет. Если ребенок немного отстает от нормы, ничего страшного, просто он развивается в своем темпе. Но если он 1 сентября читает 20 слов в минуту и через полгода эти же 20 слов сохраняются, это повод обратить внимание на чтение и ребенку помочь.

2. Угадывает слова. Когда дети только учатся читать, они часто угадывают целые слова или окончания, но если их попросить прочитать слово по буквам, они напрягутся и сделают это. Дислексик же продолжит угадывать. И проблема эта сохранится и в 7, и в 8, и даже в 9 лет. И если вы думаете, что ребенок в началке отлично читает про себя, а вслух стесняется, вы ошибаетесь. Он просто угадывает очевидные слова. Если я скажу <<карие>>, вы поймете, что это глаза. Вот и дислексики так же читают тексты. А когда начнутся профильные предметы, начнутся и сложности.

3. Путает буквы. Опять-таки, на начальных этапах обучения чтению это норма. Но если мы понимаем, что ребенок уже давно учится, но продолжает путать буквы, это тревожный звоночек.

4. Не слышит пары букв. Этот параметр относится к дошкольникам: дети должны слышать глухие - звонкие, мягкие - твердые согласные, легко и быстро подбирать пары. Если же с ребенком это учат, а он все равно не слышит, тут есть о чем задуматься. Например, если вы скажете слово <<бочка>> и попросите поменять звонкий звук на глухой, ребенок с хорошим фонематическим слухом быстро подберет слово <<почка>>. Дислексики же часто при чтении путают глухие и звонкие, твердые - мягкие звуки: вместо <<лапа>> читают <<ляпа>>.

5. Зеркалит буквы. Конечно, проблемы со звуковым восприятием и чтением повлияют на письмо. В подавляющем большинстве случаев дети с дислексией также сталкиваются с дисграфией -- сложностями с написанием слов.

Но опять-таки дошкольники зеркалят буквы просто потому, что наш мозг настроен на то, что от изменения положения тела в пространстве свойства самого тела не меняются: если вы видите, как щенок прыгает, бегает, лежит, кувыркается, вы все равно понимаете, что это все тот же щенок. А в буквах не так: если букву "Е" положить на спину, она превратится в "Ш". Но если ребенок продолжает зеркалить буквы в школе -- во втором и даже в третьем классе, обратите на это внимание, -- это частые признаки дислексии.

6. Пропускает или заменяют буквы. Дислексики при чтении часто пропускают и меняют гласные согласные: например, им трудно бывает прочесть букву, которая несколько раз повторяется в слове. Или делают необычные ошибки на письме: пишут не <<карова>>, а <<крова>> или <<корава>>, например.

Что делать
Главная задача окружающих, которые хотят помочь дислексику, -- научить его делить слова, предложения и тексты на составные части. Поэтому я бы посоветовала:

1. Не заставляйте ребенка больше читать. Это грубая ошибка родителей, дети которых испытывают сложности с чтением. Учителя ее тоже часто совершают. Поймите, что для дислексика чтение -- это огромная физическая и моральная нагрузка. Посоветовать такому ребенку больше читать -- все равно что посоветовать человеку без ноги начать бегать марафоны, чтобы быстрее ходить. Важно читать не много, а регулярно: маленькие тексты каждый день по 15-20 минут или столько, сколько ребенок выдерживает.

2. Играйте. С маленькими детьми играйте в самые разные игры со словами: замени букву, назови слово на первую или последнюю букву, поменяй буквы местами и т. д. И в России, и за рубежом многие учителя пользуются кубиками Эльконина -- методикой, которую придумал советский педагог и психолог Д.Б. Эльконин. А между тем составлять из разноцветных кубиков слова, менять их местами, замечать, что здесь есть гласные, а здесь нет, -- отличная профилактика сложностей с чтением.

3. Читайте детям стихи. Рифма -- это по сути кусочек слова, который от него будто отделяется. Поэтому поэзия и игры с рифмами тоже отличное упражнение.

4. Не бойтесь фонетического разбора. Знаю, что родители очень не любят эти упражнения, не понимают, зачем они вообще нужны. Да и многие учителя тоже. Но для дислексика это отличное упражнение, которое помогает развить фонематический слух. Детям с дислексией вообще нужны все возможные виды разборов: разбор предложения, словообразовательный, морфологический -- все это очень важно.

5. Обращайте внимание на знаки препинания. Это тоже помогает разделить большой пласт текста на отдельные части -- предложения. Когда вы учите ребенка читать, всегда показывайте ему, что в тексте есть точки, запятые, восклицательные и вопросительные знаки. Просите его всегда дочитывать предложение до конца, а не бросать там, где захотелось. Ребенок должен анализировать текст как набор законченных смысловых единиц, а не отдельными пятнами, которые он успел вычитать.

6. Используйте аудиокниги. Это спасение для дислексиков! Во-первых, это помогает расширять словарный запас. Ребенок, которому много читают вслух, который слушает аудиокниги и знает много слов, гораздо быстрее учится расшифровывать новые слова даже с учетом возникающих трудностей. Во-вторых, аудиокниги помогают развивать внимание к печатному тексту -- пускай ребенок в наушниках слушает книгу и следит за текстом или пытается одновременно с автором читать слова. Только это должен быть не аудиоспектакль, а именно книжный текст.

7. Помогайте ему читать. Главная ошибка родителей -- уверенность в том, что их ребенок не читает намеренно, потому что ему лень или он невнимательный. Ребенок может не любить читать, потому что играть в телефон ему интереснее, но если он учится в школе и иногда вы с ним что-то читаете дома, то навык чтения он освоит, поверьте, каким бы ленивым он ни был. Поэтому, если вы замечаете, что ребенку тяжело, он не справляется, помогайте ему: читайте задания по предметам, ищите аудиоучебники. У дислексиков все отлично с интеллектом, они справятся с любой школьной программой, у них есть только одна сложность -- чтение, вот и помогите ему справиться с ней.

Если вы замечаете, что прогресса нет, а трудности не исчезают, обращайтесь к специалистам. Правда, тут есть проблемы.

Какие специалисты помогают справиться с дислексией
В России нет внятной методики коррекции дислексии. Специалистов, которые целенаправленно занимаются этой проблемой, тоже нет. Родители сначала идут к нейропсихологам -- те им говорят, что надо развивать мелкую моторику или межполушарные связи. Потом идут к каким-то квазиокулистам и офтальмологам -- они предлагают очки с цветными линзами и тексты на разных фонах. Следующий визит -- к психиатру, который прописывает таблетки <<для концентрации>>. В итоге ребенок оказывается сконцентрированным, в очках с яркими стеклами и развитой мелкой моторикой, но все с теми же проблемами с чтением. Все эти методики не помогают справиться с дислексией.

Самый логичный шаг, если вы заметили проблемы с чтением, -- пойти к логопеду. Но, к сожалению, далеко не все специалисты знакомы с методиками коррекции дислексии: некоторые логопеды ограничиваются решением только одной задачи -- поставить звуки. Но ребенок может хорошо читать, не произнося некоторые звуки, а может не читать вообще, зато отлично говорить.

Иногда, особенно в регионах, складывается страшная ситуация: когда родители начинают бить тревогу (часто это происходит только ближе к пятому классу), в школе собирают психолого-медико-педагогическую комиссию, на которой ученику могут поставить самые разные диагнозы -- от аутизма до СДВГ. Такой ребенок направляется в коррекционный класс. То есть ему, во-первых, не оказывают никакой помощи с дислексией, а во-вторых, не учитывают, что с интеллектом у него все отлично -- он может учиться по обычной программе и развиваться в самых разных областях -- физике, химии, математике, в чем угодно.

Мы в своем проекте <<Лаборатория чтения>> стараемся обратить внимание именно на то, что у ребенка с дислексией часто нет никаких сопутствующих интеллектуальных проблем, ему просто нужна поддержка.

У нас недавно был случай на занятии: девочка-первоклашка посреди урока расплакалась. Я не понимала, что происходит, чем я могла ее обидеть. После занятия ко мне подошла мама девочки и сказала: <<Вы просто произнесли фразу ,,давайте почитаем", у нее обычно только такая реакция на эти слова>>. При этом девочка учится в одной из лучших школ Москвы.

Поэтому я призываю не давить, не настаивать, понимать, что детям очень тяжело. Вы уже выросли и научились читать, забыли, как непросто было вам самим освоить этот навык. Постарайтесь встать на место ребенка и понять, через что он сейчас проходит. И пройдите этот путь вместе.