Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум : bosnn .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия для детей с нарушением памяти и внимания ( Подготовка к школе )
Портрет заполнен на 78 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
популярность:
1785 место
рейтинг 11839 ?
Привилегированный пользователь 9 уровня



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 2
Блог   >  

Алексей Обухов "Взрослого ничему невозможно научить, но он почти всему может научиться"

  06.12.2021 в 11:18   956  
postnauka.ru
Психолог Алексей Обухов — о том, как поддерживать мотивацию и эффективно учиться
Обучение происходит продуктивнее, если подходы подбирают отдельно для каждого ученика. Но система образования вводит одинаковые для всех стандарты, а польза от альтернативных онлайн-курсов все еще не до конца изучена. Как самостоятельно определить свои способности к обучению, развивать их и не потерять с возрастом, исследовательнице ПостНауки Адель Цебенко рассказал психолог Алексей Обухов.

Отличия в обучении взрослых и детей
— Из чего состоит процесс обучения и какие у него есть этапы?

— Все зависит от ситуации. Раньше под понятие «обучение» понимали получение конкретного набора знаний, умений и навыков. Упор делали на развитие механизмов запоминания, упуская свойство памяти забывать ненужное, невостребованное в практическом действии. Сейчас тренд в образовании смещается к обучению навыкам и умениям применять знания в различных ситуациях. Это совершенно другая стратегия и алгоритм обучения.

Если мы выстраиваем процесс обучения исходя из конкретных ситуаций, то этапы у него всегда будут разные. Это может быть система обучения по Петру Яковлевичу Гальперину, которая направлена на формирование основных этапов умственных действий от их мотивационной основы и ориентировочной основы действия, через построения действия во внешнем плане и его проговаривания к внутренней речевой регуляции и выхода на внутренний план регуляции действия.

Также существует проектно-исследовательское обучение с совершенно иными этапами: замысел — реализация — рефлексия. При таком подходе мы не просто решаем поставленные задачи, а определяем проблему, формулируем вопрос, задаем гипотезу и ищем метод решения этой проблемы. То есть в зависимости от ситуации будет определяться самый эффективный алгоритм.

Но даже самые продвинутые и эффективные практики образования могут подходить где-то для 80% учащихся, а остальным будет необходим другой подход. Здесь возникает этический вопрос: подстроиться под эти 20% или отправить их к репетиторам.

Этапы образования начали расписывать в XX веке. Самая известная система — таксономия Бенджамина Блума. Он попытался сформулировать универсальную систему базовых конструкций и основных учебных действий. Она состоит из нескольких уровней: присвоение знания, его понимание, применение, анализ, синтез и оценка. В данном случае считается, что на последнем этапе я сам могу оценить качество своей деятельности.

talks: «Взрослого ничему невозможно научить, но он почти всему может научиться»
— Как когнитивные процессы формируются у детей?

— Для начала нужно сказать, что деление на возрастные группы и этапы развития очень условно, потому что со временем меняется социальный контекст развития.

Возьмем классическую теорию развития мышления. Маленький ребенок изначально существует в наглядно-действенном типе мышления, в котором все строится на практике, во внешнем действии. Например, он тянет руку из манежа и не может просунуть игрушку. Ребенок достает ее манипулятивным путем, изменив ее направление.

На следующем этапе это действие повторяется много раз до закрепления. Ребенок работает с разными предметами и решает различные задачи. Затем идет наглядно-образное мышление. У ребенка появляется образ его же действия в мыслях. Он смотрит на ситуацию и перебирает в голове варианты действий и способы решения задачи. При этом появление наглядно-образного мышления не отрицает наглядно-действенное. В определенных типах ситуаций, особенно стрессовых, наша психика возвращается к более ранним формам.

В это же время ребенок осваивает функцию мышления, связанную с освоением речи. В какой-то момент речь становится инструментов организации собственной деятельности. Это переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Осваивая речь, мы осваиваем не только набор понятий и слов, но и языковую логику. Например, на ранних этапах ребенок может проговаривать собственные действия. Взрослые также в сложных ситуациях начинают говорить про себя или даже вслух. Еще здесь интересно, что разные языки — это различные семантические системы, которые по-разному выстраивают логику.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте многие дети обладают эйдетической памятью. Они запоминают все цельными картинками со всеми деталями. Но при этом они не смогут рассказать о связях между предметами, которые они запомнили.

— Как когнитивные процессы изменяются у взрослых?

— С возрастом способность запоминать все визуально утрачивается, зато память становится более опосредованной смыслами. Мы выстраиваем сложные системы отношений, иерархии и классификации. Эти мыслительные способности дают нам более сложную память: мы можем ее сворачивать и разворачивать, работать с ранее изученными предметами.

При этом взрослая память уже не так чувствительна к воздействиям для развития, хотя этот навык тренируется. У современного человека не так много поводов что-то запоминать. Во-первых, не понятно, как долго информация будет актуальной. Во-вторых, слишком большой объем знаний просто невозможно запомнить. Взрослого ничему невозможно научить, но при этом он почти всему может научиться.

В целом сложно определить границы взрослого психического функционирования. Уже к 15-16-ти годам многие когнитивные возможности сформированы в полной мере. Они еще могут не быть навыками, но с точки зрения функциональной возможности, по норме развития это считают взрослой психикой.

Взрослость очень продолжительна и имеет динамику. Возрастные периоды выделяют как психологические эпохи жизни, которые сменяются через кризисы развития. В такие моменты происходит качественное преобразование, а не просто количественное приращение. Чем младше человек, тем чаще происходят кризисы. В условно взрослом возрасте изменения связаны с видом деятельности, в которую человек погружен и его социальным окружением.

— Правда, что в детском возрасте когнитивные способности намного мощнее, чем в зрелом? Ведь в детстве мы в довольно короткий промежуток времени осваиваем очень много вещей, а потом этот темп снижается.

— Все намного сложнее. Для маленького ребенка все в новинку, поэтому и темп усвоения новых знаний выше. Но этот темп неравномерен. Развитие — это нелинейный процесс. В разные жизненные периоды на передний план выходят разные психические функции, которые работают то по отдельности, то вместе.

В детстве мы в большей степени осваиваем разнообразные способы изучения чего-либо. К 18-ти годам, а то и раньше, у нас сформирован индивидуальный когнитивный стиль — способ восприятия, переработки и использования информации. Далее в зависимости от наших особенностей мы лучше или хуже увеличиваем объем выученных знаний. Кто-то выходит на творческий уровень и работает не с заданным набором данных, а создает новый продукт. А кто-то продолжает взаимодействовать с заданной ему информацией.

Также когнитивные способности взрослого зависят от того, как в его детстве поддержали воображение. Воображение — это комбинирование предшествующего опыта для решения новой задачи. В нем задействованы память и мышление одновременно. Этот процесс ярко проявляется в дошкольном возрасте и важно его в этот момент поддержать. Но к сожалению, школа очень легко подавляет способности, связанные с воображением.

Что влияет на нашу обучаемость и как развивать свои особенности
— Что, кроме когнитивного стиля, определяет нашу способность к обучению?

— Очень важно качество образования и то, с кем ты будешь учиться. Также важна мотивация, которая становится все значимее с возрастом. У младшего школьника обычно широкие познавательные и социальные мотивы. Ему хочется соответствовать ожиданиям взрослых, и ему все еще не обрубили любопытство ко многим вещам.

Если ребенку не мешать, то он много чему научится. Но ему чаще всего мешают, и затем он переходит в среднюю школу и теряет интерес ко многим темам. Учителя начинают жаловаться, что подросткам ничего не интересно. Хотя на самом деле их самих не интересует то, что они преподают. У увлеченного учителя почти все дети увлечены предметом.

Оттого, с кем вы обучаетесь, зависит эффект социального заражения. Конечно, для всех это работает по-разному, но если я учусь в той среде, где обучение поощряется, я учусь значительно лучше. Я заражаюсь этим, это становится и моей мотивацией.

Кроме того, способность к обучаемости зависит от саморегуляции и самоорганизации, а также от собственной воли. Саморегуляции и самоорганизации можно научиться. Нужно понять, как организовать день в зависимости от того, когда я лучше концентрируюсь, и выявить предметы, которые мешают работать.

Важны как когнитивные способности, которыми обладает человек, так и понимание организации собственного мышления. Знание своих особенностей восприятия и памяти помогает обрести инструменты управления ими.

— Как развивать и поддерживать мотивацию?

— Существует много теорий мотивации, которые по-разному ее описывают. В российской психологии мотив — это опредмеченная потребность. Он, в свою очередь, сдвигается на цель и запускает деятельность. Но тут часто идет подмена понятий внешне заданной стимуляции и собственного желания. Например, ребенок сначала сам хочет узнать что-то новое, а потом он попадает в ситуацию, где за определенные действия предлагают вознаграждение. И он быстро привыкает к таким внешним подкреплениям.

Внешний мотив может быть как желанием достичь чего-либо, так и стремлением избежать неудачу. То есть я либо действую, потому что хочу быть первым, либо чтобы меня не ругали. Такая система эффективна как тактика, но проигрышна как стратегия.

На мотивацию влияет наличие выбора, у кого и чему учиться. Человеку нужно осознавать себя автором собственного решения, чтобы делать то, что ему интересно. Так появилась теория персонализированного обучения, при котором человек сам выбирает курсы и преподавателей.

Кроме того, важно закрывать потребность чувствовать себя компетентным в своей деятельности. Для этого нужна обратная связь как от самого себя, так и от других и для других. Оценка работы должна показывать твой прогресс, а не сравнение с кем-то еще. Так увлеченность будет подтверждаться и укрепляться.

Еще один важный аспект — это наличие устойчивых эмоциональных связей. В команде обучение происходит эффективнее, поэтому сейчас так популярно корпоративное обучение. Еще лучше если в обучение встроено развитие самого коллектива. В этот момент происходит повышение значимости эмоциональных связей в важной для вас группе.

— А как поддерживать когнитивные способности?

— Когнитивные способности зависят от сложности нейронных связей в мозгу, которые активно формируются в детский и подростковый периоды. В будущем они все так же будут существовать вне зависимости от интенсивности их использования. Однако многие когнитивные функции действительно угасают в зрелости и старости.

С возрастом у нас растет количество информации, но при этом не увеличиваются способы ее обработки. Также снижается пластичность мозга и психики. В этом плане очень хорошая практика запускать программы образования для пожилых людей, чтобы эти функции не затухали. При этом эффективнее будет не заучивать что-то, а решать задачи, чтобы использовать знания и опыт на практике.

Пик скорости деятельности этих когнитивных функций приходится примерно на 18 лет. Но скорость не означает эффективность, для которой необходим опыт. С возрастом мы формируем некие стереотипы и паттерны в поведении и мышлении, которые облегчают жизнь и могут компенсировать память. Но очень легко попасть в них как в ловушку и стать ригидными в изменчивых ситуациях.

— Что помогает для развития саморегуляции и что включает в себя это понятие?

— Значение понятия заложено в самом слове. Это то, как я регулирую свою деятельность и насколько могу управлять собственными познавательными процессами. Процесс становления саморегуляции во многом связан с воспитанием. Например, первокласснику сложно распределить свое время и ресурсы так, чтобы успеть и поиграть с друзьями, и сделать домашнее задание. Ему нужна помощь взрослого. Лучше всего будет не контролировать ребенка во всем, а искать вместе с ним эффективный способ планирования дня. Ребенок будет учиться саморегулированию и затем можно будет постепенно снижать уровень контроля и количество напоминаний о чем-то.

Саморегуляции можно научиться, но делать это проще при наличии мотива. Но тут не поможет универсальный шаблон. Для начала нужно определить, что снижает ваш уровень саморегуляции, а потом уже работать с этой проблемой. Так вы найдете собственный способ самоконтроля. То, что работает для одного, не обязательно сработает для другого.

— Как понять, какой способ обучения мне подходит?

— Взрослому человеку сделать это довольно просто. Мы достаточно хорошо знаем, через какие способы мы лучше воспринимаем информацию. Обычно это отражается даже в речи — мы чаще используем понятия, связанные со зрительными, слуховыми или тактильными образами. Если это отрефлексировать, можно будет отрегулировать, какой способ принятия информации стоит задействовать больше. Для рефлексии и понимания собственного мышления важно положение мыслей вовне — можно расписать собственные мысли и удобные способы восприятия информации в схему, структуру или любым другим способом.

При обучении лучше всего задействовать максимальное количество каналов восприятия и сделать этот процесс эмоциональным. Тогда информация наверняка отложится и даже подкрепит мотивацию.

Если говорить о способах обучения: на курсах или самостоятельно. То лучше сформулировать цель и экспериментировать. Так вы поймете, как у вас лучше получается усваивать знания. При этом важно разбить процесс достижения цели на много маленьких этапов. Так у вас сформируется дальняя цель, которую вы будете удерживать, и конкретные задачи, которые можно выполнять по-разному. Эта стратегия снижает риски потерять мотивацию.


Современное образование: проблемы онлайн-курсов и классической системы
— Эффективнее учиться самостоятельно или в группе?

— Сейчас во всем мире исследуют эффективность онлайн-курсов. Ключевыми факторами при обучении самостоятельно становится связь мотивации и саморегуляции. Здесь пропадает поддержка активности в виде совместной деятельности: мы должны сами удерживать себя. И это не сработает без саморегуляции даже с высокой мотивацией. Если же у вас высокий уровень саморегуляции, но нет мотивации, вы тоже, скорее всего, рано или поздно прекратите обучение.

Исследования показывают (например, В. И. Моросановой [1] и др.), что самостоятельное обучение лучше работает с людьми постарше. Например, мне легко дистанционно работать с аспирантами, среди магистрантов некоторые начинают выпадать из процесса, среди бакалавров выпадает уже треть, со школьниками сложнее всего.

Обучение — это коммуникативная ситуация. Подростки при изучении материала часто вовлечены в совместную деятельность. Поэтому в старших классах часто перестраивают модель обучения на проектную. Это повышает не только знания, но и понимание, анализ, синтез и так далее.

— Какие проблемы существуют у современной системы образования?

— Люди всегда считают, что привычные им вещи лучше новых. Мы смотрим на себя и думаем, что раз мы выросли хорошими благодаря определенной системе образование, то и остальные должны обучаться как мы. Так проявляется феномен «социальной дедовщины». Практика образования строится не из образа будущего, а из опыта прошлого. Хотя по идее оно готовится к еще неизвестному будущему.

Современное образование должно уметь быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям. Сегодня школы то уходят на дистанционное образование, то возвращаются в классы. Каждый раз меняются методики преподавания.

Еще один важный вопрос — чему и как учить. Тут мы упираемся сразу и в контроль процесса (контроль учебников, электронных следов учебного взаимодействия и др.) и результата обучения (проверочные работы или ЕГЭ). И все они работают по единому стандарту. Но необходимо выбрать, что контролировать: процесс обучения или требования к результатам. В случае контроля и того и другого весь процесс блокируется.

Конечно, существуют предметы с универсальными знаниями, например, естественно-научные. Но даже в физике мы сталкиваемся с тем, что некоторые дети лучше усваивают не абстрактные понятия, а конкретные примеры. Так мы приходим к физике в окружающем мире, которая уже не универсальна. Она привязывается к конкретному региону, где проходит обучение.

Кроме того, многим учителям знакома ситуация, когда один и тот же план урока хорошо проходит с одним классом, но никак не идет с другим. Все дело в различных мотивациях коллективов. То же самое подтверждают учителя, работавшие в классах только с девочками и только с мальчиками. Процесс обучения зависит от многих факторов, и его необходимо подстраивать под учеников.