Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум: bosnn.www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия БОС для детей с нарушением внимания, дислексией, дисграфией (Подготовка к школе)
Портрет заполнен на 86%

    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 58

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
Блог   >  

Валентина Урлапова "О видеоуроках"

  16.11.2018 в 08:39   71  

Научно-технический прогресс идёт по планете семимильными шагами, и на смену привычному живому общению учителя и ученика приходят видеоуроки. Сегодня они занимают всё более прочное место в образовании детей и в сознании родителей и педагогов как более современная и совершенная форма обучения. Родители малышей предпочитают «полезные» обучающие мультфильмы развлекательным. Что касается школьников, то благодаря развитию рынка видеоуроков, в том числе и бесплатных, семейное образование становится доступнее — оно перестаёт требовать от родителей такого ценного ресурса, как личное время и участие, — посадил ребёнка перед экраном, и занимайся своими более важными делами. Смешные электронные монстрики (или какой-нибудь реальный кандидат физико-математических наук) в доступной форме разъяснят тему урока. И расскажут, и покажут... Или же перед глазами отрока развернётся красочная, наглядная видеопрезентация с комментариями за кадром. Сторонники семейного образования всё чаще аргументируют свою позицию так: зачем ребёнку тратить своё драгоценное время на то, чтобы ходить в школу, по несколько часов ежедневно слушать учителей, ведь ту же самую информацию, даже в более концентрированном виде, можно получить и дома — сидя или даже лёжа перед экраном компьютера.

Развитие рынка видеоуроков способно экономить не только время и силы детей и их родителей — оно даёт возможность огромной экономии государственного бюджета в сфере образования. Если видеоурок и видеопрезентация становятся основной формой обучения, уже нет необходимости в большом количестве квалифицированных учителей. Работа учителя из сложной и творческой превращается в технически-административную — найти и запустить презентацию или тест, занести данные о посещении, прохождении этапов учебного курса в ту или иную форму отчёта... А со временем и многие из этих административных функций можно будет автоматизировать — развитие технологий не остановить.

Наверное, сложно противостоять научно-техническому прогрессу и общемировым тенденциям. Однако объективно разобраться в том, какую пользу и вред несут видеоуроки и сделать осознанный выбор полезно каждому родителю и педагогу. Может ли просмотр видеоуроков стать полноценной заменой традиционному школьному обучению, предполагающему непосредственное живое общение учителя и ученика, передачу знаний «из рук в руки»?

***

Начнём с внимания, которое К. Д. Ушинский называл «единственной дверью души, через которую всё из внешнего мира, что только входит в сознание, непременно проходит». Без внимания нет познания. Даже само слово «в-ним-ание» указывает нам на неизбежную активную суть этого действия. Внимать — брать что-то внутрь себя, делать органичной частью своей души. Брать — совсем не то же, что получать. Внимание есть действие, предполагающее некий выбор, некое усилие. Только такое внимание является полноценным, подлинно человеческим.

Психологи делят внимание на произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание — это единственный его вид, свойственный животным, произвольное же есть только у человека. Непроизвольное внимание преобладает у маленьких детей с ещё неразвитой волей, оно — только предпосылка того подлинно человеческого внимания, о котором шла речь выше; это внимание-получение, движимое инстинктами и внешним миром. Такое внимание призвано обеспечить жизненно важные процессы и наполнить душу ребёнка первичным содержанием, основами, заложить некую систему координат, в которой в дальнейшем будет строиться его личность, его мировоззрение. Вот почему всё, что окружает ребёнка в раннем детстве, что происходит с ним и вокруг него, чрезвычайно важно — это становится для него эталоном жизни, и совсем неважно, понимает ли он то, что видит, или пока не в состоянии осознать.

Непроизвольному вниманию, ещё несовершенному, предстоит пройти длинный путь, прежде чем на его основе разовьётся полноценное — осознанное, активное и избирательное — произвольное внимание.

Отечественные психологи, занимавшиеся во второй половине XX века исследованиями готовности ребёнка к школе, выяснили: ключевой момент, определяющий, сможет ли ребёнок адекватно принять новую для себя учебную ситуацию, справится ли он с ролью ученика, самой сутью школьной готовности, — это развитие произвольности, то есть сознательной волевой регуляции всех умственных процессов, в частности внимания.

Современные психологи говорят о том, что у младших школьников доминирует непроизвольное внимание и именно на нём должны быть выстроены новейшие методики обучения. Говоря проще, современная методика начального образования — это наука о том, как запихнуть в ум ребёнка информацию, которую он не хочет и не может принять, как раскрыть дверь души пошире и не дать ей закрыться, пока туда льётся поток обязательных знаний. Если психика ребёнка защищается и закрывает дверь от чужеродной информации, которая разрушает внутреннюю цельность и осмысленность жизни, то у такой методики встаёт вопрос о том, какие психотехники использовать, чтобы пробить дверь... Это уже, конечно, отдельная тема, но существует факт: в развитии внимания (и волевых процессов) современные дети существенно отстают от своих сверстников из предыдущих поколений.

Нас же сейчас интересует больше то, насколько по-разному работает внимание ребёнка при просмотре обучающих видеороликов и во время занятия в классе с учителем.

Когда ученик смотрит видеоурок, он использует или произвольное, или непроизвольное внимание. Если у ребёнка уже развито произвольное внимание — прекрасно. Но если же у него, как у нормальных по современным меркам детей младшего школьного возраста, преобладает внимание непроизвольное, то удерживаться на материале оно может в двух случаях: либо ребёнку интересно само содержание урока, оно захватывает его, либо необходимо использовать специальные приёмы, привлекающие и удерживающие непроизвольное внимание.

Законы непроизвольного внимания таковы, что чем ярче, интенсивнее, необычнее стимул, тем легче и быстрее он привлекает к себе внимание. Это объясняется принципом биологической целесообразности, ведь именно такие сигналы могут сообщать об опасности и требовать немедленного реагирования, поэтому именно на них наша психика и отвечает мгновенно посредством непроизвольного внимания.

Из этого следует, что чем более ярким, шумным, необычным и разнообразным будет видеоурок, тем больше вероятность, что он будет приковывать к себе ещё незрелое детское внимание. Такой видеоурок должен стать подобием рекламного ролика — наверное, наши читатели видели, как мгновенно прилипают к экрану телевизора несмышлёные малыши, когда начинается реклама. Это означает, что разработчикам ролика удалось эффективно использовать законы непроизвольного внимания: понимания ещё нет, а дверь души открыта нараспашку! Насыщенные цвета, яркие образы, персонажи, интересный сюжет, оригинальность во всём и прочее — вот приёмы, позволяющие приковать внимание ребёнка. Кажется, именно по этому пути и пойдёт индустрия видеоуроков.

Но вот парадокс: все эти приёмы, привлекая детское непроизвольное внимание, в то же время отвлекают от содержания урока, то есть от того, во имя чего эти выкрутасы предпринимаются. Вторая (может быть, даже большая) беда такого подхода — он насквозь манипулятивен. Ребёнок играет в нём пассивную роль, его сознательность и воля не участвуют в подобном «образовании», не участвует в нём и произвольное внимание, и, следовательно, не развивается. В конце концов ребёнок привыкает к этой пассивной роли. Какую же личность формирует такой вид образования? Естественно, пассивную, легко управляемую, неспособную к осознанному принятию решений.

К сожалению для адептов видеообучения и к счастью для родителей и педагогов, всё-таки желающих, вопреки веяниям времени, воспитать цельных, думающих людей и дать им системное образование, подобные «высокотехнологичные» видеоуроки ещё не заполнили собой образовательное пространство — всё-таки описанный выше подход требует немалых финансовых вложений. Более распространён другой тип видеоуроков, где педагог просто излагает ту или иную тему, как он делал бы это в классе, подкрепляя свои слова слайдами с наглядными схемами, формулами, иллюстрациями. Среди таких уроков есть действительно хорошие, где тема изложена чётко, последовательно и грамотно. Казалось бы, подобный подход как раз и хорош — ничего лишнего, всё по существу...

Однако учитывая сказанное выше о внимании младшего школьника, можно однозначно заключить: такой подход неэффективен. В видеоуроках отсутствует двустороннее взаимодействие учителя с ребёнком «здесь и сейчас». Если на очном уроке у педагога есть возможность активно вовлекать ученика в обсуждение и размышление над темой урока, то в случае с видеоуроком такая возможность отсутствует.

Вот Вася отвлёкся от решения задачи, смотрит в окно и размышляет о крепости из лего, которую начал строить вчера. Внимательный учитель может вернуть его к задаче одним вопросом. Правильно взаимодействуя с классом, педагог помогает детям удерживать незрелое, преимущественно непроизвольное внимание на развитии темы урока. Путём постоянных тренировок такого рода у детей постепенно развивается, зреет функция произвольного внимания.

В случае с видеоуроком учитель — сам по себе, а Вася — сам по себе. То, что Вася сидит перед монитором, не значит, что он «внимает». А уж если он чего-то не понял, то вся дальнейшая часть урока для него потеряна, и даже самый опытный педагог никак не может на это повлиять.

Отсюда — вывод: чтобы видеоуроки принесли пользу, ребёнок должен смотреть их не в одиночку, а вместе со взрослым. Можно и нужно ставить урок на паузу, обсуждать его, задавать ребёнку вопросы, позволяющие оценить, насколько он вник в тему, следит за ней. Без этого польза даже от самого замечательного видеоурока сомнительна — единственная дверь души может не открыться, а может, приоткрывшись, вновь захлопнуться, и никто этого не заметит.

***

Видеоуроки концентрированны. Это закон жанра. Как фильм сжат по сравнению с книгой, а, тем более, по сравнению с реальной жизнью, так и видеоурок сжат по сравнению с живым уроком и естественным познанием и осмыслением. Он отражает лишь самую суть, смысловое ядро темы, в нём нет места ни повторению, ни закреплению, от которых зависит, как встроится новый материал в уже имеющуюся у ребёнка систему представлений по изучаемому предмету.

Существует распространённая иллюзия, что из видеоуроков по конкретным темам, как из кирпичиков, можно сложить цельную систему знаний. Выбирай темы, которые тебе нужны, и смотри уроки по ним. Но это очень грубый, механистический взгляд на обучение. Если мы хотим дать детям системные знания, нам следует обучать их постепенно, восходя от простого к сложному, каждая тема должна вытекать из предыдущей, закреплению изученного материала и постройке связей между изученным и новым необходимо уделять не меньше времени и внимания, чем новым темам как таковым. Всё это остаётся «за кадром» видеоуроков.

Иногда родители думают, что чем больше ребёнок посмотрит учебных видеоматериалов, тем выше будет уровень и качество его знаний. Учитывая сказанное выше, мы однозначно можем сказать: это совсем не так! Загружая в детскую голову большое количество информации, мы не можем надеяться на осознанность и выстраивание прочных связей нового с уже известным. В одно ухо влетело, в другое вылетело, что-то случайно задержалось… При таком подходе сформировать крепкие знания и навыки невозможно, они неизбежно будут поверхностными, случайными и бессистемными.

***

Хотелось бы напомнить нашим читателям о теории психического развития, основанной отечественным психологом Л. С. Выготским. В одном из наших предыдущих постов мы подробно рассматривали его идею зоны ближайшего развития и то, как искажена эта идея в концепциях развивающего обучения. Сейчас мы скажем об этом вкратце.

Весь круг задач (в широком смысле слова «задача»), которые могут быть поставлены перед ребёнком, можно поделить на три концентрические сферы. Первая — зона актуального развития — те задачи, с которыми ребёнок способен справиться самостоятельно. Вторая — зона ближайшего развития — круг задач, с которыми ребёнок может справиться с помощью взрослого, в совместной деятельности. Третья — запредельная на данном этапе зона потенциального развития — задачи, в решении которых ребёнку ещё не под силу как-либо сознательно участвовать.

Как происходит умственное развитие детей? Внешнее взаимодействие со взрослым, которое проявлялось в ходе решения задачи, со временем переносится во внутренний план (в терминах Л. С. Выготского — интериоризуется) и начинает осуществляться мысленно, силами самого ребёнка. Таким образом зона актуального развития расширяется, вбирая в себя кусочек зоны ближайшего развития. Вслед за ней закономерно расширяется и зона ближайшего развития — ребёнок знает и умеет уже больше, и ему становится доступным большее, если делать это вместо со взрослым.

Что из этого следует применительно к интересующему нас вопросу? Простой вывод. Чтобы сформировалось новое умственное действие, оно должно пройти внешний этап — этап решения подобных задач в активном взаимодействии со взрослым, в совместной деятельности. В видеоуроке никакой совместной деятельности нет, а, следовательно, и интериоризировать нечего. Между учащим и учащимся — пропасть, и эту пропасть надо чем-то заполнять. Значит, совместная деятельность должна быть, как минимум, организована дополнительно. Без неё видеоуроки бессмысленны.

***

Отдельно стоит обратить внимание наших читателей на то, что педагог учит не только знаниями, передаваемыми «единицами информации» — он учит общением, личностью. Без отношений с учителем невозможно полноценное обучение, а эти отношения эмоционально насыщенны. Мощнейший ресурс, помогающий обучать и воспитывать, — это привязанность. Если ученик привязан к учителю, любит его, уважает, если учителю удалось стать значимым для него человеком, ребёнок будет с особым вниманием прислушиваться к его словам, как на камертон настраиваться на задаваемые им стандарты, на его мироощущение и мировоззрение. И хотя построить такие отношения — большое искусство, не следует забывать, что младшие школьники, в отличие от подростков, сами с готовностью привязываются к учителю. Главное — сохранить, не разрушить эту привязанность, направить её на благие цели, ведь в ней кроется огромная сила и огромная ответственность. Вот почему личность учителя очень важна, и особенно в начальной школе.

В видеообучении личность учителя, отношения с ним вынесены за скобки. Процесс образования выхолощен, деперсонализирован, сведён к одной лишь передаче информации и лишён того богатейшего эмоционального и ценностного контекста, который неизбежно присутствует в живом взаимодействии учителя и ученика. Стоит ли говорить о том, насколько более глубокий след в душе ребёнка оставляет живое обучение по сравнению с электронным, насколько более прочные следы в памяти оставляет цельный, эмоционально прожитый, осмысленный в контексте реальных человеческих отношений опыт по сравнению с «чистой информацией»? И насколько ослабляется стремление к знаниям маленького ребёнка с ещё неокрепшей волей, которого лишили этой мощной движущей силы — привязанности к учителю?

Итак, может ли электронное обучение быть адекватной заменой живому? На наш взгляд, однозначно нет. И чем младше дети, тем более ущербен, неполноценен такой формат. Значит ли это, что видеоуроки всегда вредны? Тоже нет. Бывают ситуации, когда видеоурок полезен ребёнку, чтобы он мог сориентироваться в той или иной теме, расширить представления о том или ином предмете. Но используя видеоуроки как основное средство обучения, невозможно дать детям прочных системных знаний и навыков. Это обусловлено психологическим устройством познавательной деятельности ребёнка (его внимания, памяти, мышления) и всей его личности.