Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум : bosnn .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия для детей с нарушением памяти и внимания ( Подготовка к школе )
Портрет заполнен на 78 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
популярность:
1785 место
рейтинг 11839 ?
Привилегированный пользователь 9 уровня



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 1
Блог   >  

Вера Писаренко "Научить ребенка задумываться и размышлять очень просто"

  30.05.2020 в 12:18   314  
Я сейчас вас научу, как меня папа этому учил.

В ленте сегодня появился пост психолога: "Назовите одну вещь, которой вас научил отец".

За то главное, чему мой отец научил меня, он навечно будет вписан в историю моего рода. Я лично расскажу об этом в родовой книге для потомков, чтобы не забыли кто вернул эту важнейшую традицию, воспитывающую мышление, в наш род.

Отец научил меня задавать вопросы детям. Не кормить готовыми ответами, а развивать самостоятельное мышление ребенка вопросами.

Научить ребенка задумываться, думать, размышлять, мыслить, наблюдать, делать выводы и открытия ОЧЕНЬ ПРОСТО.

Для этого вовсе не нужно излагать ему законы логики, заниматься по учебникам гениев, читать ему книги про мозг, водить на специальные развивающие уроки.

Достаточно просто задавать ему вопросы. И с величайшим вниманием и уважением относиться к рождённым им самим вопросам.

А там уже можно и законы логики открыть, и учебники гениев распробовать на вкус, и почитать что учёные уже успели открыть про мозг, а что только предполагают, и сходить ради удовольствия общения и расширения границ на спецуроки.

Просто без умения задавать вопросы о мире детям и встречать их собственные вопросы, обращённые к миру, никакие другие занятия не будут иметь эффекта. Никакие гениальные учебники, никакие занятия по законам логики.

Только у этого будет своя цена...

Я помню, как 1 сентября 1986 года шла в школу, в свой первый класс. С цветами, белыми бантами и в белом фартучке. :) И волновалась до бабочек в груди. Потому что я не учиться читать, писать, считать шла. Я шла открывать тайны про всё на свете. Папа сказал, что именно для этого и нужны школы.

В школе я долго, до 7 класса, жила (да, это жизнь была), как мальчик в концлагере из фильма "Жизнь прекрасна". Школа учила готовым ответам и послушанию, а я семь лет, благодаря отцу и выдающимся педагогам школы, думала, что она открывает мне ключи от тайн мира для моих собственных открытий.

Если учитель не сообщал нам на уроке того, что мне не хватало для понимания темы, папа дома всё время весело повторял: "А своя голова тебе зачем нужна?! Причёску носить?!"

На все мои вопросы, которые роились во мне после уроков в школе, отец - учитель физики, математики, черчения, инженер-авиаконструктор и изобретатель - не давал готовых ответов. Он задавал новые вопросы, предлагал опыты, эксперименты, вёз на прогулку и показывал жизнь, в которой ответы реально жили и работали.

А когда у него не было времени, он показывал на шкаф с книгами и предлагал самой поискать там версии ответов или подсказки. Потом мы могли с ним обсуждать мои выводы и версии. А ещё он мог просто назвать мне книгу или автора, которого занимали те же вопросы, темы, проблемы, задачи.

Так в 7 классе я сама нашла ответ на свой вопрос - а нет ли более простого и эффективного способа решать системы линейных уравнений, чем этот утомительный метод подстановки? Я открыла для себя учебник из папиного шкафа по Высшей математике, а он открыл мне новый мир :) и правду про мою школу.

На контрольной я вместо метода подстановки использовала матричный метод, вдохновлённая ВУЗовским учебником по Высшей математике и любимой присказкой учительницы математики, которая любила повторять нам: "Зачем решать длинным и сложным путём, если есть простой и короткий?". В результате решила контрольную за пол урока.

И за решение матричным способом вместо заданного метода подстановки (отличное владение которым я уже не раз демонстрировала) была наказана - двойкой, а за слишком эмоциональный протест на сей счёт - запретом на участие в долгожданной олимпиаде по математике, к которой я увлеченно готовилась, и запретом на посещение уроков математики.

Да, учительница отказалась пускать меня на свои уроки за то, что в ответ на ее слова "если ты такая умная, то или изложи на доске доказательство этого матричного метода" я заявила:

- Я - семиклассница, а не ученый-математик, и мне не стыдно не быть готовой прямо сейчас доказать метод на доске, а вот вам, учителю математики, стыдно этого метода, которому обучают в институте, не знать или не помнить, призывать нас искать более короткие и эффективные решения и наказывать за применение высшей математики двойкой, требуя от ученицы 7го класса доказательства метода.

На следующий урок я ворвалась без разрешения с учебником по Высшей математике и готовностью изложить на доске матричный метод, за что была выгнана из класса и отправлена к директору.

Скандал длился два месяца. Были и вызовы к директору, и родителей в школу, и травля меня рядом учителей, и поддержка другими учителями. Битва была знатная. Мы с учительницей стояли каждая на своём как насмерть. Она - за учительский авторитет и дисциплину, я - за право действовать не по заданным шаблонам.

Я тогда впервые увидела, что дисциплина, выполнение заданий строго по шаблону в школе важнее всего другого. Что школе, как учреждению, не нужны мои вопросы, мои поиски, мои ответы, мои открытия, что нужны только те, что записаны в бумажках как правильные.

Те два месяца, за которые я ежедневно во время каждого урока математики стояла в коридоре - стали месяцами открытий про школу, про учителей, про нас, детей и про жизнь. Каждый день у меня было 40, а то и все 80 минут на размышления о том, что же в школе происходит. Тогда я, из тех школьных пустых коридоров, разглядела каждого своего школьного учителя. Мне стало понятно почему я так с нетерпением жду одних уроков и тоскливо бреду на другие.

Тот скандал и последовавшие за ним годы в школе показали мне, что такое травля, организованная учителем. В моём случае это была вовсе не та учительница математики (она, позже, была той единственной, кто заметил и не бросил меня в беде на улице и отпоила лекарством в своём кабинете).

Это была учительница, которая составила обо мне мнение с чужих слов только по скандалу. И вот она поклялась, что вынудит меня уйти из школы и что я никогда не получу золотой медали. Потому что считала меня невоспитанным чудовищем, наглой выскочкой, не уважающей учителей. В 10м она стала классным руководителем моего класса. И никогда не упускала возможности унизить и обязательно на публику.

Я могла упереться и отказаться ходить в лучшую школу города и уговорить родителей перевести меня в другую. Но я продолжала ходить туда, куда каждый божий день приходилось идти как на войну. Туда, где меня ждали ежедневные унижения. Почему?

Потому что в школе были и другие учителя. Теперь они - усвоенный мною пример чести и достоинства, пример педагогической мудрости. Легендарные люди моей судьбы. Люди, которые, несмотря на то, как устроена школа, зажигали в нас мысль, жажду открытий, поддерживали размышления, уважали человеческое достоинство. Они были и ради встречи с ними я шла в свой персональный школьный ад.

А ещё я всё время ждала астрономию. :)

Малышкой я с папой смотрела на звёзды и он тогда спросил:

- А, как ты думаешь, почему одни звёзды светят ярче, а другие бледнее?

Я помню этот вопрос и как часто я про это думала. Мы с папой размышляли и он показал Большую Медведицу и другие созвездия. Мы говорили про их загадки и у меня родилось так много волнительных вопросов, на которые папа сказал:

- Вот в школе у тебя будет урок астрономии и там ты откроешь много тайн про звёзды.

И я так ждала, когда ж уже будет этот волшебный урок! :) Я упрямо ждала его много лет. И когда он меня разочаровал, я принялась искать ответы на свои вопросы сама. Как учил папа. Ведь у нас в шкафу были разные книги :) А в городе были библиотеки :) и был журнал "Наука и жизнь" и разговоры с папой.

Мне в детстве всегда было очень интересно с папой. Не потому, что он интересно что-то рассказывал, не потому что он со мной играл, а потому что он всегда задавал мне вопросы. Про Наполеона и Македонского, про Ленина и Де Голля, про звёзды и интегралы, про медный купорос и свойства органических соединений :) Но он умел их задавать!

Ни разу в жизни у меня не возникло чувство, что папа стоит передо мной с правильным ответом за спиной. Допустима была любая версия, просто её надо было доказать