Привет, Гость ! - Войти
- Зарегистрироваться
Персональный сайт пользователя Тави Тум : bosnn .www.nn.ru  
пользователь имеет статус «трастовый»
портрет № 64828 зарегистрирован в 2007 году

Тави Тум

она же Ю нона по 26-03-2011
настоящее имя:
Занятия для детей с нарушением памяти и внимания ( Подготовка к школе )
Портрет заполнен на 78 %

Отправить приватное сообщение Добавить в друзья Игнорировать Сделать подарок
популярность:
1785 место
рейтинг 11839 ?
Привилегированный пользователь 9 уровня



    Статистика портрета:
  • сейчас просматривают портрет - 0
  • зарегистрированные пользователи посетившие портрет за 7 дней - 2
Блог   >  

Авдеева Н.Н. "Могут ли гаджеты замедлять развитие ребёнка?"

  16.08.2021 в 17:40   363  
Пандемия усадила детей за гаджеты. До нее дошкольники в среднем проводили в телефонах и за компьютерами по 3-4 часа в день. А теперь это время увеличилось. Учёные заговорили о том, что это может привести к замедлению развития детей.

Насколько велика опасность? Об этом «АиФ» спросил у профессора кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Натальи Авдеевой.
— Наталья Николаевна, недавно сообщили об исследовании, согласно которому у детей, которые много времени проводят в гаджетах, замедляется психическое и физическое развитие.

— Думаю, эти выводы преждевременны. В нашем университете защищено уже немало дипломов и магистерских диссертаций на тему взаимодействия детей с гаджетами. Но ни в одном исследовании не было и речи о замедлении развития.

А вот что касается обучения с помощью гаджетов во время пандемии, то здесь проблемы были. Детям, особенно младших классов, оказалось трудно приспособиться. Для младшеклассников нахождение в школьном коллективе — это развивающая ситуация. Они учатся учиться вживую, на примерах других детей, под влиянием учителя. Все-таки педагог для детей младших классов в процессе обучения имеет решающее значение, им важно полноценное общение с ним, в том числе эмоциональное. Имеют значение и сверстники, которые тоже создают особый климат школьного обучения, и с ними возможно сотрудничество и сопереживание. Когда дети занимаются наедине с компьютером, всё это в большой степени нивелируется. Кроме того, очень много усилий уходит на освоение технических средств. Техника нередко даёт сбой, требует повышенных ресурсов. А рядом нет никого, чтобы помочь. Волнение из-за того, что «у меня не получается, я буду отставать, меня будут ругать» и т. д., приводит к стрессу. И это действительно было заметно, в том числе у студентов, а не только у малышей.

Поэтому, если вдруг снова возникнет необходимость дистанта, нужно все эти накопленные данные учесть и организовать детям психологическое сопровождение при вхождении в новую действительность, чтобы смягчить стресс.

— Тем не менее многие говорят о том, что у ребенка снижается концентрация внимания, возникают трудности в общении со сверстниками, если он слишком много сидит в телефоне или за компьютером.

— Дети, к счастью, организованы умнее взрослых. Если ребёнок устал, он начинает отвлекаться: крутиться, вертеться. И именно поэтому заставлять его сидеть по 6-7 часов за экраном бесполезно: он не усвоит материал.

— Часто родителям, которые не могут оторвать ребенка от экрана, советуют занять сына или дочь с тем же гаджетом чем-нибудь познавательным и развивающим вместо игр.

— Это общее мнение и даже некоторый миф, что дети в гаджетах исключительно играют. Повторюсь: дети умнее, чем о них думают многие взрослые. В МГППУ недавно провели исследование на тему того, чем же дети занимаются, когда им дают в руки гаджеты. Оказалось, они проводят время достаточно интересно и не так уж вовлечены в эти компьютерные игры, как иногда думают родители. Дети часто используют гаджеты для поиска информации. Наверное, многим родителям знакома ситуация: ребенок пристает с вопросами, а у нас нет времени или недосуг отвечать ему. И они ищут ответы на свои вопросы в интернете. Но… потом все равно дёргают родителей. Правда, теперь уже с рассказами о том, что они там узнали. И это нормально. У ребёнка есть большая потребность в том, чтобы находить информацию из окружающего мира и вступать в общение со своими родителями по разным поводам, чтобы понять, что происходит в мире, ориентироваться в нём. Потребность в таком общении очень велика. Кстати, в ситуации пандемии многие родители поняли, что они очень нужны своим детям.

— Тем не менее, есть один очевидный минус. Чем больше дети сидят в гаджетах, тем меньше они двигаются, страдает физическое развитие.

— Это отдельная больная тема. Меня тоже удивляет то, как много мы говорили об этом раньше — как организовать рабочее место ребёнка, как должны располагаться руки, ноги и т. д., — и как быстро забыли об этом во время дистанта. Просто оставили его наедине с компьютером: приспосабливайся к этому сложному железному ящику как хочешь. А если у него телефон или планшет, то он вообще скрюченный сидит. И никто не задает вопросов и даже не заботится о том, как снизить риски для здоровья. Получается, что мы говорим отдельно о здоровом образе жизни, но, оказавшись в сложной ситуации, где эти проблемы реально встают, оставляем ребенка ни с чем. Да и родителей тоже. Ведь это касается и взрослых на удаленке.

— Каковы тут пропорции? Скажем, полчаса в компьютере — потом подвигаться столько же?

— Можно ориентироваться на школьную ситуацию. 40-45 минут ребёнок посидел у компьютера — нужно сделать паузу на 10-15 минут. Желательно следить за тем, чтобы нагрузка на разные анализаторы чередовалась. Например, если ребёнок посмотрел ролик на Youtube, то после хорошо бы потанцевать под музыку, порисовать или что-то поделать своими руками. Тогда не будут излишне перегружаться некоторые структуры головного мозга, что может приводить к снижению их функций.

— Как лучше всего контролировать, чем именно занимается ребёнок в интернете, на каких сайтах «гуляет», насколько это для него безопасно?

— Есть очень простой способ: обсуждать с ребёнком, что можно найти в интернете, что интересного посмотреть, во что поиграть. Или интересоваться, что он сегодня узнал: «Надо же, а я этого не знал, давай поищем еще что-нибудь». Многие родители, когда сами чувствуют себя усталыми, предоставляют ребенку самостоятельность: занимайся чем хочешь, только нас не трогай. Но так можно его упустить. Вот это новая ответвенность родителей: сопровождать (не запрещать) ребенка в новом интернет-пространстве.

— А по времени на что ориентироваться? Есть, например, такие рекомендации: детям 3-4 лет желательно сидеть в гаджетах не больше получаса в день, 6-7 лет — не больше 2 часов.

— Дети очень разные. Но можно использовать и такие рекомендации. Маленькие дети в основном смотрят мультики в гаджетах. Значит, действительно, можно разрешить посмотреть два мультфильма в определенное время. Все смотрят мультики или видео на Youtube в московских пробках. Тут уж ничего не поделаешь: сколько стоишь, столько и смотришь. Потому что ребенок уже и так изнемогает.

Мы все оказались в такой ситуации, когда приходится проводить с гаджетами намного больше времени, многие теперь работают удалённо. Значит, надо приспосабливаться к новой реальности и не забывать о здоровье как детей, так и взрослых. Увеличить время для занятий спортом, ручным трудом. Очень простые вещи — танцевать с ребенком вечером, петь, мастерить что-то руками — помогают разгружать те мозговые центры, которые вовлечены, когда ребенок занят телефоном или компьютером.